ТЕМА: Понятие культуры. Формы и разновидности культуры" - 9 Января 2011 - Конспекты, лекции по предметам (см. "Категории") - Для гуманитариев
Для гуманитариев Среда, 18 Январь 2017, 06:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [17]
ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [27]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ПРАВУ [36]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ по ИСТОРИИ [19]
Экзамен по истории России. [13]
Экономика и правовые основы производственной деятельности [6]
Конспекты, лекции для групп № 15
ЭКЗАМЕН ПО ПРАВУ [28]
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [3]
Для студентов 2 курса
Лекции по философии [6]
История Древнего мира 5 класс [2]
Конспекты уроков для 5 класс
История Средних веков. 6 класс [2]
Конспекты, лекции для 6 класса
История Древней Руси. [2]
Конспекты, лекции для 6, 10 класса

Статистика

С 8 января 2011

Каталог

Мини-чат

Закладки

Главная » 2011 » Январь » 9 » ТЕМА: Понятие культуры. Формы и разновидности культуры"
19:46
ТЕМА: Понятие культуры. Формы и разновидности культуры"

Тема: Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.

 План:

1. Значения понятия «культура». 
2. Социальные функции культуры.  
3. Формы и разновидности культуры.
4. Духовная жизнь общества. Духовное производство и духовное потребление.
5. Многообразие культур. Субкультура и контркультура.

1. Значения понятия «культура».  
    1.1. Слово культура происходит от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Позднее появилось и другое значение – совершенствовать, почитать. Цицерон стал автором метафоры cultura animi, т.е. «культура (совершенствование) души», «духовная культура». 
     В современном языке понятие культура употребляется в 1) широком (совокупность видов и результатов преобразовательной деятельности человека и общества, передаваемых из поколения в поколение при помощи языковых и неязыковых знаковых систем, а также путём обучения и подражания) и 2) узком(сфера жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности) значениях.
     1.2. Из чего состоит культура? Культурные универсалии.
     Культурные универсалии – типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах. 
     Разработанная Дж. П. Мердоком классификация культурных универсалий, содержит 88 общих поведенческих категорий. 
     Список культурных универсалий: 1) спорт, 2) украшения тела, 3) совместный труд, 4) танцы, 5) образование, 6) похоронные ритуалы, 7) обычай дарить подарки, 8) гостеприимство, 9) запрет кровосмешения, 10) язык, 11) религиозные обряды, 12) изготовление орудий труда и т. д.
     Слагаемые человеческой культуры – экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.
2. Социальные функции культуры:  
1) функция приспособления к окружающей среде (одежда, огонь);

2) функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей;

3) функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека;

4) функция социализации (даёт возможность человеку усваивать определённую систему норм, ценностей и знаний);

5) коммуникативная функция (обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями).  
3. Формы и разновидности культуры.
1. по связи с религией: религиозная и светская;
2. по региональному признаку: культура Востока и Запада; 
3. по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
4. по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества; 
5. по связи с территорией: сельская и городская культура; 
6. по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.; 

7. по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
     Различают материальную (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовную (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.

8. по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

     Народная культура – наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна. 
     Народная культура может быть разделена на два вида – популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.
     Элитарная культура (от франц. elite – лучшее, избранное) – явление, противопоставляемое массовой культуре. Создаётся в расчёте на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Пруст, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Бергман, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина).  
     Под элитарной культурой долгое время понимали культуру духовной элиты общества (люди с высоким уровнем интеллекта и культурных запросов). Считалось, что эти культурные ценности недоступны для постижения большинством населения. С середины XX в. элитарную культуру определяют как творческую, т.е. ту часть культуры, в которой создаются новые культурные ценности. Из этих создаваемых культурных ценностей достигают общественного признания только 1/3. С этой точки зрения элитарная культура – это высшая и главная часть культуры, которая определяет её развитие.
     Признаки элитарной культуры: 1) высокий уровень (сложность содержания); 2) получение коммерческой выгоды не является непременной целью; 3) подготовленность аудитории к восприятию; 4) узкий круг создателей и аудитории; 5) определяет развитие всей культуры.  
      Массовая культура (поп-культура): 1) общедоступность; 2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); 3) серийность, тиражируемость; 4) пассивность восприятия; 5) коммерческий характер.
     Основой массовой культуры является массовое общество. 
      Что такое массовое общество?
     Массовое общество – общество, характеризующееся: 1) стандартизацией производства и массовым потреблением; 2) возрастанием численности и роли среднего класса; 3) бюрократизацией общественной жизни; 4) распространением средств массовой коммуникации и массовой культуры; 5) конформизмом; 6) снижением роли первичных групп; 7) атомизацией; 8) деперсонализацией отношений. 
     «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.
4. Духовная жизнь общества (духовная сфера общества) – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.
.

4. 1. Структура духовной жизни общества.
     Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей.
     Духовная деятельность = духовно-теоретическая (её продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы) + духовно-практическая (сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных духовных ценностей).
     Духовно-теоретическая деятельность – это духовное производство (созидание) духовных ценностей.
4.2. Особенности духовного потребления:

     1) взаимосвязь духовных потребностей и духовных ценностей (духовные потребности в познании, красоте, общении вызывают к жизни соответствующие виды деятельности);

     2) духовные ценности не исчезают в процессе потребления;

     3) духовное потребление одновременно является и духовным производством.
4.3. Традиции и новаторство.
     Развитие культуры – процесс двуединый = 1) суммирование, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т.е. создания традиций + 2) преодоление этих же традиций путём приращения культурного богатства, т.е. новаторства.
     Традиция (от латинского traditio – передача) – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

     В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
     Накопление (пути приращения) культурных ценностей
     1) по вертикали (преемственность, передача от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий); 
     2) по горизонтали (наследуются не отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение).
     Культурная аккумуляция (от латинского accumulatio – собирание в кучу, накопление) – накопление культурного потенциала, наследия.

     Культурная аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.
5. Многообразие культур.
5.1. Субкультура и контркультура.  
     Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе.

     Контркультура – 1) субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её; 2) система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.). 
      В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» - авангард.
5.2Сравнительный вклад отдельных культур в мировое культурное богатство (иерархичность мировой культуры).
     Некоторые исследователи отказываются от попыток сравнивать вес отдельных культур. Другие полагают, что значимость и степень развитости отдельных культур неодинаковы.
     Европоцентризм – различные концепции, пытающиеся представить Европу в качестве духовного центра планеты и образца для подражания в решении экономических, экологических, политических, социальных, национальных, этических, творческих, религиозных, демографических и иных общечеловеческих проблем. 
     Америкацентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Америка. 
     Востокоцентризм (негритюд, панисламизм, панмонголизм) – мировоззренческая установка (взгляд), согласно которой именно Восток, а не Европа является центром мировой культуры и цивилизации.  
     Афроцентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Африка.
     Негритюд (франц. negritude – принадлежность к негритянской, чернокожей расе) – концепция, утверждающая идею об особом самостоятельном духовном, культурном и политическом развитии африканских народов.
     Леопольд Сенгор:
     « ...Пусть мы ответим: "Здесь!” – когда нас позовёт Возрождение мира. 
     Пусть мы станем дрожжами, - без них не взойти белому тесту, 
     Ибо кто внесёт оживляющий ритм в этот мертвенный мир машин и орудий?..»



Можите воспользоваться и этим сайтом: http://www.ronl.ru/referaty/kultura


 

Категория: ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ | Просмотров: 12352 | Добавил: КоршуноваСС | Теги: субкультура, культура, контркультура, духовная культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
поиск

статистика
Оцените мой сайт
Всего ответов: 666

календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Гороскоп

Copyright MyCorp © 2017