Для гуманитариев Воскресенье, 30 Апрель 2017, 19:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [17]
ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [27]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ПРАВУ [36]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ по ИСТОРИИ [19]
Экзамен по истории России. [13]
Экономика и правовые основы производственной деятельности [6]
Конспекты, лекции для групп № 15
ЭКЗАМЕН ПО ПРАВУ [28]
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [3]
Для студентов 2 курса
Лекции по философии [6]
История Древнего мира 5 класс [2]
Конспекты уроков для 5 класс
История Средних веков. 6 класс [2]
Конспекты, лекции для 6 класса
История Древней Руси. [2]
Конспекты, лекции для 6, 10 класса

Статистика

С 8 января 2011

Каталог

Мини-чат

Закладки

Главная » 2011 » Январь » 12 » Экзамен по обществознанию. Билет № 17.
16:43
Экзамен по обществознанию. Билет № 17.

1. Государственный бюджет.
Государственный бюджет (от англ. budget – сумка, кошелёк) – сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.
     Он утверждается парламентом страны на определённый период (на год), а правительство отвечает за исполнение бюджета. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные средства.
 Источники доходов:
     1) налоги;
     2) государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
     3) эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
     4) займы у международных организаций.
Основные статьи расходов:
     Версия № 1: 1) содержание государственного аппарата, армии; 2) субсидии, дотации, льготные кредиты отраслям и отдельным предприятиям, их государственная поддержка; 3) содержание бюджетных учреждений – образования, здравоохранения, социального обеспечения; 4) инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, охрану окружающей среды, оборону.
     Версия № 2: 1) национальная оборона; 2) правоохранительная деятельность; 3) обеспечение безопасности и судебная власть; 4) государственное управление; 5) экономическое развитие различных отраслей хозяйства; 6) обслуживание государственного долга; 7) социальное обеспечение.
Профицит и дефицит бюджета.
     1) Когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым расходам, бюджет называется сбалансированным.
     2) Когда доходы превышают расходы, эта разница является положительным сальдо (профицитный бюджет).
     3) Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или дефицитом бюджета.
     Сальдо (итал. saldo – расчет, остаток) – 1) разность между финансовыми поступлениями и расходами за определенный промежуток времени; 2) разность между стоимостью экспорта и импорта страны (сальдо торгового баланса); 3) разность между заграничными платежами и поступлениями (сальдо платежного баланса).
     Профицит бюджета (от лат. двигается вперед, он преуспевает, он достигает) – превышение доходов бюджета над его расходами.
     Дефицит (от лат. deficit – недостаёт) – недостаточность средств, ресурсов в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем.
     17.1.4. Источники покрытия бюджетного дефицита:
     1) выпуск в обращение дополнительных денег (эмиссия);
     2) привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг;
     3) займы у хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных).
Государственный долг.
     Государство может покрыть дефицит бюджета, выпустив в обращение дополнительные деньги или взяв в долг у населения. Но возможности кредитования государства населением обычно ограничены, а выпуск государством новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, обычно ведёт к инфляции. Большинство правительств в условиях дефицита предпочитает занимать деньги у хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных).
     Государственный долг – сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам; различают внешний и внутренний государственный долг.
     Внутренний государственный долг – это сумма задолженности государства перед собственным населением и предприятиями; внешний – задолженность государства международным банкам, иностранным правительствам, крупным частным банкам.
     Панически бояться крупного внутреннего и внешнего государственного долга не следует. В США на сентябрь 2009 г. он достиг 12 триллионов долларов.
     Обслуживание долга – это выплата процентов по задолженности, постепенное погашение основной суммы долга.
     Внешний государственный долг является более серьёзной проблемой, чем внутренний, так как с его появлением возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода – за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий.
     Важны не абсолютные показатели долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства: 1) величина долга на душу населения; 2) отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%); 3) отношение величины госдолга к объёму экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза); 4) расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15-20%); 5) отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.
     Реструктуризация долга – процесс, при котором пересматриваются условия обслуживания долга (процент, суммы, сроки начала возврата).
     Реструктуризация долга производится тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа.
     Меры по управлению государственным долгом: 1) недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства; 2) поиск средств для выплаты долга; 3) нейтрализация негативных последствий государственного долга; 4) эффективное использование средств заимствования, т.е. направление их в проекты, которые в отведённый срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

2. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Кто умеет справиться с конфликтами путем их

признания, берет под свой контроль ритм истории»

Р. Дарендорф

    В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам: личным, экономическим, политическим, правовым и иным. Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений. Однако эти отношения оказывают различное влияние на нашу жизнь, различаются по степени важности и значимости для нас.

     В социальном взаимодействии можно выделить различные уровни межличностных отношений:

1. Личностно-групповые;

2. Межгрупповые.

   Развитие социальных отношений обычно происходит в двух направлениях: в усилении связей и завязывании партнерских отношений или путем обособления и противостояния.

    Такая форма социального взаимодействия, как сотрудничество, предполагает множество конкретных взаимоотношений с людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, сотрудничество между государствами и т.д. Сотрудничество является основой для взаимопомощи и взаимоподдержки.

    Соперничество также является формой социального взаимодействия, но, в отличии от сотрудничества, оно проявляется в стремлении превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, территория, голоса избирателей и др.)

  - Думали ли вы о том, что конфликты стали неотъемлемой частью общественной жизни? Причины конфликтов разнообразны, но в их основе всегда лежат противоречия, связанные со столкновением социальных интересов, взглядов, позиций различных сторон, по крайней мере, двух. Если одна сторона обладает материальными ценностями, властью, престижем, авторитетом, информацией, а другая сторона их лишена, или имеет их недостаточно, то вторая сторона может почувствовать себя ущемленной и обделенной в чем-либо из перечисленного и это может привести к конфликтному состоянию. Социолог П. Сорокин считал что источник конфликта кроется в подавлении базовых потребностей людей (в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении). При этом важны как сами потребности, так и средства их удовлетворения и доступ к соответствующим видам деятельности.

Социальный конфликт - это тип социального взаимодействия индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций, интересов. В конфликте проявляется противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

В зависимости от сфер противоречий конфликты подразделяются на личностные, межличностные, групповые, внутригрупповые, межгрупповые и др.

Социальные конфликты могут отличаться многими условиями, оказывающими влияние на их развитие:

          Намерениями участников конфликта;

          Отношениями к средствам физического насилия, в том числе вооруженного;

          Уровнем доверия между сторонами(насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодействия);

          Адекватностью оценки конфликтующими сторонами истинного положения дел.

Анализируя тот или иной социальный конфликт, следует иметь в виду, что все социальные конфликты проходят ряд стадий.

1. Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.

2. Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.

Для успешного разрешения социальных конфликтов необходимо своевременно определить их истинные причины. Кроме того, противоборствующие стороны должны проявить обоюдную заинтересованность в поиске путей устранения причин, вызвавших столкновение сторон.

3. На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избежания аналогичной ситуации в будущем.

Социальные конфликты могут привести как к интегративным, так и к дезинтегративным последствиям. Интегративные последствия способствуют разрешению проблем, усилению сплоченности группы, позволяют ее членам четче осознать свои интересы. Дезинтегративные последствия ведут к усилению ожесточения, разрушению партнерских отношений, отвлечению людей от решения насущных проблем.

Избежать конфликтов практически невозможно, но вполне возможно добиться того, чтобы они были заключены в институциональные рамки, определенные нормированными отношениями.

Вывод: Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Во-первых, это своевременный и точный диагноз причин конфликта. Во-вторых, это обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. В-третьих, совместный поиск путей преодоления конфликта (диалог сторон, переговоры через посредников, переговоры с участием третьей стороны и т.д.

Конфликты неизбежны, но нам необходимо научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них лиц.


Закрепление изученного материала:

Задание 1. Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками. Приведите примеры по каждой паре .

Причины конфликтов                                                  Характеристики конфликтов

А. Экономическое неравенство      

 

Б. Идеологическая несовместимость

В. Политическое противостояние  

 

Г. Межнациональные распри

Д. Межконфессиональные конфликты

1. Ущемление прав какой-либо нации, рост            национализма или шовинизма

2. Столкновение различных взглядов, идей

3. Неравное обладание собственностью, доходами, благами

4. Борьба за власть

5. Столкновение носителей различных религий

Задание 2. О каком виде конфликта идет речь:

1.         Силовой, как правило, вооруженный конфликт между государствами и народами.

2.         Акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить вашу волю.

Задание 3. О каком понятии идет речь?

Общий термин для обозначения злодеяний, совершенных Гитлером и партией нацистов в Европе в течение Второй мировой войны, и в особенности систематического истребления до шести миллионов евреев в массовых газовых камерах и концентрационных лагерях.

Задание 4. По подсчетам зарубежных авторов, уже в 1988 году из общего числа в 111 вооруженных конфликтов, полыхавших в мире, 63 были внутренними, 36 из них (т.е. около трети) произошли на почве межэтнических отношений. Тогда ареной большинства из этих конфликтов был «третий мир». В последующие годы зона конфликтов значительно расширилась, охватив территорию бывшего СССР, где в дополнение к крупномасштабным военным столкновениям (Карабах, Абхазия) сложились десятки очагов вялотекущих конфликтов, чреватых эскалацией.

В мире национальные движения начинают заявлять о себе: Северная Ирландия, Корсика, Баскония, Уэльс, Ломбардия, требующие сохранить чистоту нации и занимающиеся поиском форм самовыражения.

Национализм - это любовь к историческому облику своего народа, вера в инстинктивную силу своего народа, в его духовное возрождение. Национализм- приоритет национальных ценностей над личностными, групповыми, универсальными ценностями

Что вы думаете о межнациональных конфликтах? Почему в ХХ веке увеличилось число межнациональных конфликтов? Выскажите свое отношение к проблеме национализма.


      Литература:

1.         Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания, М., «Владос»,2001;

2.         Обществознание» под. ред Л.Н.Боголюбова, М., «Просвещение»,2009;

3.         Обществознание, пособие-репетитор, Ростов-на-Дону, «Феникс»,2009;

4.         Обществознание, тесты и тренировочные упражнения, Волгоград,2008.

Категория: ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ | Просмотров: 1484 | Добавил: КоршуноваСС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
поиск

статистика
Оцените мой сайт
Всего ответов: 671

календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Гороскоп

Copyright MyCorp © 2017