Для гуманитариев Суббота, 16 Декабрь 2017, 17:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [17]
ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [27]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ПРАВУ [36]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ по ИСТОРИИ [19]
Экзамен по истории России. [13]
Экономика и правовые основы производственной деятельности [6]
Конспекты, лекции для групп № 15
ЭКЗАМЕН ПО ПРАВУ [28]
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [3]
Для студентов 2 курса
Лекции по философии [6]
История Древнего мира 5 класс [2]
Конспекты уроков для 5 класс
История Средних веков. 6 класс [2]
Конспекты, лекции для 6 класса
История Древней Руси. [2]
Конспекты, лекции для 6, 10 класса

Статистика

С 8 января 2011

Каталог

Мини-чат

Закладки

Реклама/
Главная » 2011 » Апрель » 4 » ЭКЗАМЕН по истории России. ОТВЕТ НА БИЛЕТ № 17.
15:20
ЭКЗАМЕН по истории России. ОТВЕТ НА БИЛЕТ № 17.
1. Основные направления и итоги внутренней политики Александра I.
(схемы и таблицы скачать из  "каталог файлов")
       Предпосылки и трудности реформ. Принимая в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. власть над огромной державой, новый царь ясно понимал, что она нуждается в преобразованиях. Два ключевых вопроса, которые России предстояло решать в XIX в., были поставлены в повестку дня уже в начале столетия, — о крепостном праве и о самодержавии. Молодой А. С. Пушкин («увижу ль, о друзья! народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя, и над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря?»), в сущности, шел по стопам молодого Александра: «Есть только абсолютная власть, которая творит все без разбора... Хлебопашец унижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены». Крепостничество и самодержавие («барство дикое» и «деспотизм») казались императору, воспитанному на идеях Просвещения, опасным и вредным анахронизмом. Он говорил о конституции, даровании свободы крестьянам, просвещении народа и — при всей неискренности, свойственной его натуре, — скорее всего, говорил искренно.
Но был ли Александр I готов к осуществлению этих планов? Готово ли было общество? Большинство историков на эти вопросы отвечают отрицательно. Личные качества царя — осторожность, усиливавшийся с годами мистицизм, склонность к актерству, равнодушие к судьбам сподвижников — плохо соответствовали требованиям, которые история предъявляет к монарху-реформатору. Что касается общества, то Александру I не раз приходилось отступать под давлением преобладавших консервативных настроений. Он получил престол в результате дворцового переворота, о котором он знал и жертвой которого стал его отец — император Павел I. Убит заговорщиками был и его дед император Петр III. Знаменитая фраза французской писательницы Ж. де Сталь о форме правления в России как о «самовластии, ограниченном удавкой», не казалась Александру I нелепой абстракцией или злобным преувеличением. Он знал, что конституционные замыслы, планы освобождения крестьян воспринимаются дворянской массой как намерение «возжечь бунт», «вручить оружие на истребление дворян». Императору докладывали о едва ли не всеобщем ликовании по поводу отставки его ближайшего помощника М. М. Сперанского: «Как не сделать примерного наказания — Сперанского не повесить?! О, изверг! Чудовище! Неблагодарная, подлая тварь!» — и он отступал. Реформы шли рывками, то ускоряясь, то замирая — в зависимости от настроения царя, разрывавшегося между желанием что-то изменить и стремлением сохранить сложившееся положение между Сперанским и Аракчеевым. Но трудности были связаны не только и не столько с личными особенностями Александра I. Существовали объективные противоречия: между намерением ограничить самодержавие и необходимостью сделать это при помощи самодержавного государства; между желанием освободить крестьян и невозможностью задеть при этом интересы дворянства; между потребностью в реформах и опасностью социального взрыва, вызванного реформами.
В преобразованиях царствования Александра I выделяют несколько этапов.
1801—1803гг. Этот этап связан с деятельностью Негласного комитета, не имевшего официального статуса кружка молодых друзей царя П. А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, В. П. Кочубея и А. Чарто-рыйского. Обсуждались три вопроса — крестьянский, о реформах государственного аппарата и о мерах в области просвещения:
— указ о «вольных хлебопашцах» (1803) разрешил помещикам отпускать на волю крестьян с землей и за выкуп (этим указом смогли воспользоваться не более 0,5% крепостных);
— в 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь (позднее двенадцать) министерств. Министров назначал царь, вводился принцип единоначалия, призванный повысить эффективность центральных органов управления;
— указом 1803 г. вводилась единая система учреждений образования: одноклассные сельские училища, трехклассные уездные училища, шестиклассные губернские гимназии, университеты. Устав 1804 г. давал университетам широкую автономию, запрещал властям и полиции вмешиваться в дела университетов;
— в 1804 г. был принят самый либеральный в истории России цензурный устав.
С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, в 1805—1807 гг. внимание царя занимали главным образом внешнеполитические проблемы (войны с Наполеоном).
1809—1812 гг. Этот этап связан с деятельностью Сперанского, занявшего должность статс-секретаря и своим возвышением обязанного лично монарху (в отличие от «молодых друзей» начала царствования, Сперанский, происходивший из семьи сельского священника, не имел никаких связей в высшем свете). По проекту Сперанского, которого лицейский однокашник Пушкина М. А. Корф назвал «светилом русской администрации», предполагалось:
— осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
— создать систему представительных учреждений — выборных волостных, окружных, губернских дум, которую венчала бы Государственная дума, высший законодательный орган страны;
— функции высшей судебной инстанции передать Сенату;
— уточнить функции и порядок деятельности министерств, усилить их ответственность как высших органов исполнительной власти;
— учредить Государственный совет — совещательный орган при императоре, связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи;
— у императора оставалась вся полнота исполнительной власти, он обладал исключительным правом законодательной инициативы, мог распускать Государственную думу, назначал членов Государственного совета;
— разделить все население России на три сословия — дворянство, «среднее состояние» (купцы, горожане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые). Все сословия обретали гражданские права, а первые два — политические права (в частности, избирательное право).
Вопрос об отмене крепостного права не рассматривался, реформу предполагалось завершить к 1811г. Из предложенных Сперанским мер осуществлена была одна — в 1810 г. создан Государственный совет. Сам Сперанский в начале 1812 г. был сослан в Нижний Новгород. Сопротивление дворянства и чиновничества проектам «выскочки-поповича» было действительно ожесточенным. Сыграла роль и «Записка о древней и новой России», поданная историком Н. М. Карамзиным сестре императора Екатерине Павловне: «Всякая новость в государственном порядке есть зло...» — говорилось в ней.
1818—1820 гг. Это были последние попытки обсуждения крестьянского вопроса и вопроса о государственном правлении:
— в 1818 г. царь поручил Н. Н. Новосильцеву разработать конституцию для введения ее в России. К 1820 г. была готова Уставная грамота Российской империи. Согласно этому проекту, Россия становилась федерацией, вводились гражданские права и свободы и ограниченное народное представительство. Учреждалась конституционная монархия;
— в 1818 г. Александру I был подан подготовленный по его поручению проект отмены крепостного права. Его разработал ближайший сподвижник последнего десятилетия его царствования А. А. Аракчеев.
Оба проекта остались секретными, к их реализации Александр I даже не приступил. •_ В 1820— 1821 гг. восторжествовал реакционный курс, обычно называемый аракчеевщиной. С планами реформ было покончено. Помещикам подтвердили право ссылать крестьян в Сибирь. Расширялись военные поселения, созданные в 1815—1819гг. Поселяне должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Муштра на плацу дополнялась мелочным надзором начальников, следивших за пахотой и севом. Военные поселения стали своеобразным символом последнего периода царствования Александра I, все более замыкавшегося в себе, отдалившегося от повседневных забот, «подернутого каким-то нравственным туманом». 19 ноября 1825 г. царь умер.
25 декабря члены Северного тайного общества привели солдат на Сенатскую площадь, требуя конституцию, представительное правление, гражданские свободы, — то, о чем мечтал при вступлении на престол Александр I. Это совпадение не случайно. Среди важнейших предпосылок возникновения тайных обществ реформаторские замыслы власти занимали далеко не последнее место. «Не мне их судить», — будто бы произнес Александр I, получив информацию об антиправительственном заговоре. Отказ от преобразований породил раскол между передовым обществом и властью — раскол, ставший одним из важных факторов российской истории XIX и XX вв.

2. СССР в первые послевоенные годы (1945–1953 гг.).
(схемы и таблицы скачать с "каталог файлов")
Великая Отечественная война победоносно завершилась. Победа создала в обществе особую духовную атмосферу — гордости, самоуважения, надежды. Крепла вера в то, что все худшее позади, что впереди новая жизнь, изобильная, справедливая, добрая, свободная от насилия, страха, диктата. Но власть выбрала иной курс, вернувшись на путь, которым она вела общество и страну в 30-е гг. Сложнейшие проблемы, вставшие перед СССР после войны, решались испытанными в довоенное десятилетие способами. В 1946—1953гг. тоталитарная система достигла своего расцвета.
Нанесенный войной ущерб был громаден. Погибли около 27 млн человек, было уничтожено не менее одной трети национального богатства СССР. Восста новлениеразрушенной экономики, перевод ее с военных рельсов на мирные — таковы главные задачи, стоявшие перед страной. Первыми шагами стали проведение демобилизации армии, ее резкое сокращение (почти в 4 раза к 1948 г.); перераспределение расходов в пользу мирных отраслей промышленности и переориентация производства на мирные нужды; упразднение Государственного Комитета Обороны и передача его функций Совету Народных Комиссаров (с марта 1946 г. — Совет Министров); восстановление 8-часового рабочего дня, ежегодных отпусков, отмена обязательных сверхурочных работ. Четвертый пятилетний план (1946—1950) ставил задачу восстановить и превзойти довоенный уровень народного хозяйства. При этом первоочередная цель формулировалась однозначно — восстановление и развитие тяжелой промышленности. Восстановление сельского хозяйства, легкой промышленности, отмена карточной системы, возрождение разрушенных городов и сел рассматривались как важные, но подчиненные главной цели задачи. На практике это означало, что легкая промышленность по-прежнему финансировалась по «остаточному принципу», сельскому хозяйству вновь отводилась роль главного источника накоплений для восстановления индустриальной базы страны.
Тяжелая промышленность, согласно официальным показателям, достигла довоенного уровня в 1948 г.; в 1950 г. она превзошла его на 73% . Выросли объемы производства нефти, угля, металла, электроэнергии. Были построены новые промышленные предприятия. Это был несомненный успех, достигнутый за счет колоссального напряжения всех сил, трудового героизма народа (движение «скоростников», массовое перевыполнение норм и пр.). Определенное значение имели репарационные поставки промышленного оборудования из Германии. Как и в 30-е гг., широко использовался бесплатный труд узников ГУЛАГа (почти 9 млн заключенных и 2 млн немецких и японских военнопленных).
Сельское хозяйство достигло довоенных показателей к началу 50-х гг. Однако выйти на уровень, который обеспечивал бы бесперебойное снабжение страны продовольствием, оно не смогло. Засуха 1946 г. имела в этом смысле крайне тяжелые последствия, но главные причины фактической деградации колхозной деревни состояли не в ней. Перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность приняла поистине ужасающие масштабы (закупочные цены, в частности, компенсировали не более 5—10% затрат на производство зерна, мяса, технических культур). Обязательные госпоставки увеличивались, налоги росли, приусадебные участки сокращались.
В 1947 г. была отменена карточная система распределения и проведена денежная реформа.
Народное хозяйство удалось в целом восстановить к началу 50-х гг. Это было достижение огромной исторической важности, результат самоотверженности и трудового подвига народа. Но чрезвычайные трудности послевоенных лет преодолевались опробованными еще в 30-е гг. средствами: сверхцентрализацией экономики, жестким диктатом, перекачкой средств в пользу тяжелой промышленности, консервацией низкого уровня жизни населения. Восстановление народного хозяйства, таким образом, сопровождалось ужесточением командной экономики, основы тоталитарного общества.
В послевоенные годы власть сделала все возможное, чтобы не только сохранить, но и упрочить тоталитарную систему в стране. Проводя выборы в Верховный Совет СССР, съезды партии (XIX съезд состоялся в 1952 г., на нем ВКП(б) была переименована в КПСС), комсомола, профсоюзов, народных судей, преобразуя народные комиссариаты в министерства, руководство страны предпринимало последовательные усилия для того, чтобы свести на нет демократический импульс победы.
Вновь начались репрессии: сначала против советских военнопленных, оказавшихся в немецком плену (из 5,5 млн человек почти 2 млн попали в места заключения), и жителей оккупированных областей. Затем последовали новые волны депортаций населения из Крыма, с Кавказа, из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии. Население ГУЛАГа росло.
Следующие удары были нанесены по военным (арест маршала авиации А. А. Новикова, сподвижников маршала Г. К. Жукова и др.), партийной верхушке («Ленинградское дело», расстрел председателя Совета Министров СССР Н. А. Вознесенского, бывшего руководителя ленинградской парторганизации А.А.Кузнецова и др.), деятелям искусства (постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», публичное шельмование А.А.Ахматовой и М. М. Зощенко, разносная критика музыки Д. Д. Шостаковича, В. И. Мурадели, С. С. Прокофьева, запрет второй серии фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный» и др.), ученым (осуждение генетики, кибернетики, дискуссии по проблемам языкознания, философии, политэкономии и др.), представителям еврейской интеллигенции (убийство С. Михо-элса, кампания против «безродных космополитов»). В 1952г. возникло «дело врачей», обвиненных в намеренно неправильном лечении вождей партии и государства. Есть основания полагать, что И. В. Сталин готовил аресты в своем ближайшем окружении. Так ли это, точно не известно: 5 марта 1953 г. он умер от кровоизлияния в мозг.
Таким образом, все элементы тоталитарной системы — абсолютное господство единственной правящей партии, культ вождя, единая господствующая идеология, исправно функционирующий репрессивный аппарат — были в послевоенный период укреплены и усилены. Гайки были завинчены до предела. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. Наследники Сталина это ясно осознавали.
Победа в Великой Отечественной войне, решающая роль во Второй мировой войне существенно укрепили авторитет СССР, его влияние на международной арене. СССР стал одним из создателей Организации Объединенных Наций, постоянным членом Совета Безопасности. Столкновение внешнеполитических интересов СССР, с одной стороны, и его партнеров по антигитлеровской коалиции (США, Великобритания) — с другой, в сущности, было неизбежным. Советское руководство стремилось с максимальной выгодой использовать победу для создания собственной сферы влияния в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые были освобождены Красной Армией (Польша, Румыния, Югославия, Чехословакия, Болгария, Албания и др.). США и Великобритания расценивали данные действия как угрозу своим национальным интересам, попытку навязывания этим странам коммунистической модели. В 1947г. президент США Г. Трумэн предложил образовать военно-политический союз западных стран, создать на границах СССР сеть военных баз, развернуть программу экономической помощи европейским странам, пострадавшим от фашистской Германии («доктрина Трумэна»). Реакция СССР была вполне предсказуема. Разрыв отношений между прежними союзниками стал реальностью уже в 1947 г. Наступила эпоха «холодной войны».
В 1946—1949гг. при непосредственном участии СССР в Албании, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Румынии. Китае к власти пришли коммунистические правительства. Советское руководство не скрывало своего намерения направлять внутреннюю и внешнюю политику этих стран. Отказ югославского лидера И. Броз Тито подчиниться планам СССР об объединении в балканскую федерацию Югославии и Болгарии привел к разрыву советско-югославских отношений. Более того, в компартиях Венгрии, Чехословакии, Болгарии и др. прошли кампании по разоблачению «югославских шпионов». Нечего и говорить, что отказ от советской модели для руководства стран социалистического лагеря был попросту невозможен. СССР заставил их отвергнуть финансовую помощь, которую предложили США в соответствии с планом Маршалла, и в 1949 г. добился создания Совета Экономической Взаимопомощи, координировавшего экономические отношения внутри социалистического блока. В рамках СЭВа СССР на протяжении всех последующих лет оказывал весьма существенную экономическую помощь странам-союзникам.
В этом же году была оформлена Организация Североатлантического договора (НАТО), а СССР заявил об успешном испытании ядерного оружия. Опасаясь глобального конфликта, СССР и США мерялись силами в локальных столкновениях. Наиболее острым было их соперничество в Корее (1950— 1953), завершившееся расколом этой страны, и в Германии, где в мае 1949 г. была провозглашена ФРГ, созданная на основе английской, американской и французской зон оккупации, а в октябре — ГДР, вошедшая в сферу советского влияния.
«Холодная война» в 1947—1953 гг. не раз приводила мир к порогу настоящей («горячей») войны. Обе стороны проявляли упорство, отказывались от серьезных компромиссов, разрабатывали военно-мобилизационные планы на случай глобального конфликта, включавшие возможность нанесения первыми ядерного удара по противнику.

Категория: Экзамен по истории России. | Просмотров: 4152 | Добавил: КоршуноваСС | Рейтинг: 4.2/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
поиск

статистика
Оцените мой сайт
Всего ответов: 680

календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Гороскоп

Copyright MyCorp © 2017