Экзамен по обществознанию. Билет 3. - 21 Апреля 2011 - Конспекты, лекции по предметам (см. "Категории") - Для гуманитариев
Для гуманитариев Четверг, 30 Март 2017, 11:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [17]
ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [27]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ПРАВУ [36]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ по ИСТОРИИ [19]
Экзамен по истории России. [13]
Экономика и правовые основы производственной деятельности [6]
Конспекты, лекции для групп № 15
ЭКЗАМЕН ПО ПРАВУ [28]
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [3]
Для студентов 2 курса
Лекции по философии [6]
История Древнего мира 5 класс [2]
Конспекты уроков для 5 класс
История Средних веков. 6 класс [2]
Конспекты, лекции для 6 класса
История Древней Руси. [2]
Конспекты, лекции для 6, 10 класса

Статистика

С 8 января 2011

Каталог

Мини-чат

Закладки

Главная » 2011 » Апрель » 21 » Экзамен по обществознанию. Билет 3.
18:15
Экзамен по обществознанию. Билет 3.
1. Социальное взаимодействие и общественные отношения.
1. Социальные связи.
     - Что такое социальная связь?
     - Структура социальной связи.
  - Виды социальных связей: социальный контакт; социальные взаимодействия; социальные отношения.
2. Формы социальных взаимодействий.

     
1Социальные связи
      Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Поведение группы не складывается из суммы действий её членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях. Когда люди собираются вместе, когда между ними образуются социальные связи, получается нечто новое по своим характеристикам.
     Социальная связь – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности.
   Из каких элементов состоит социальная связь?
     1) Субъекты связи (два и более людей); 2) предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); 3) механизм регулирования взаимоотношений.
      Виды социальных связей.
     1) Социальный контакт.
     Социальные связи формируются на основе непосредственных контактов между людьми. Социальный контакт – это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но ещё не взаимодействие. 
     2) Социальное взаимодействие.
     Когда люди понимают значение или ценность данного социального контакта для них, возникает следующая ступень в развитии социальных связей – социальное взаимодействие. (В социологии принят специальный термин для обозначения социального взаимодействия – интеракция). 
     Социальное взаимодействие – это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого.
     Взаимодействия осуществляются на разных уровнях: 1) межличностные; 2) личностно-групповые; 3) межгрупповые.  
     3) Социальные отношения.
     Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями. 
     Социальные отношения – устойчивая система социальных взаимодействий. Партнёры принимают на себя определённые функции, обретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу. 
     Развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях: 1) усиление связей, партнёрских отношений или 2) обособление и даже противостояние.
    2Формы социальных взаимодействий
    Сотрудничество (деловое партнёрство, дружба, политический союз, сотрудничество между фирмами); 
    Соперничество (стремление сторон превзойти друг друга, добиться определённого успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон: власть, голоса избирателей, любовь, территория): 1) конкуренция; 2) конфликт.

2.  Этническое многообразие современного мира. Межнациональное сотрудничество и конфликты.
1. Межэтнические (межнациональные) отношения.
2. Основные тенденции этнических процессов современности.
     2.1. Интеграция.  
     2.2. Этническая дифференциация и межнациональные конфликты. 
3. Современные межнациональные и межэтнические конфликты.
     3.1. Примеры.
     3.2. Межэтнические конфликты на территории России.  
     3.3. Причины межнациональных конфликтов.
     3.4. Типы межнациональных конфликтов.
     3.5. Способы разрешения межнациональных конфликтов. 

 
     1. Межэтнические (межнациональные) отношения.
     Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
     Уровни межэтнических взаимоотношений: 1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни; 2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.
     2Основные тенденции этнических процессов современности.
     2.1. Интеграция.  
     1) В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз).
     Европейский союз образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.
     В 1994 подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза (т. н. «Европа без границ»), завершение формирования единого внутреннего рынка – устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, с 1999 (в наличных расчетах с 2002) введена единая валюта – евро (кроме Великобритании и Дании) осуществляется единая денежно-кредитная политика. 
     В 2004 в ЕС вступили 10 стран: Латвия, Эстония, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Кипр и Мальта (зона евро пока не расширяется). В 2007 членами ЕС стали Румыния и Болгария.  
     В июне 2004 была принята Европейская конституция. Она вызвала неодобрение Ватикана из-за отказа упоминания о «христианских корнях» европейской цивилизации. Кроме того, Испания и Польша попытались пересмотреть порядок принятия решений в ЕС (вместо нынешнего, учитывающего «удельный вес» экономик стран-членов, перейти к процедуре, при которой количество голосов от каждой страны было бы пропорционально ее населению). Однако с приходом к власти в Испании правительства социалистов, эта страна отказалась от своих намерений. Новая конституция подписана 29 октября 2004 в Риме. Для того, чтобы она вступила в силу, ее должны ратифицировать парламенты всех стран-членов. В некоторых странах одобрение предполагалось получить путем всенародных референдумов. В 2005 референдумы во Франции и Нидерландах отвергли Конституцию. В 2009 Конституцию наконец (с некоторыми оговорками – запрет на аборты) поддержали Ирландия и Польша.  
     2) Другой путь межнациональной интеграции осуществлялся в США (стратегия «плавильного котла»).
     «Плавильный котёл» (melting pot) - концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный "плавильный котел" (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев. 
     Благодаря постоянному притоку эмигрантов население САСШ с 1871 г. по 1913 г. увеличилось с 39,8 млн. до 96,5 млн. человек. 
     Израэл Зангвилл (1908):
     «Америка… это огромный плавильный котёл, в котором переплавляются и преобразуются все европейские нации».
     Эта метафора получила известность после того, как в Нью-Йорке в 1908 году с большим успехом дебютировала одноименная пьеса английского драматурга и писателя Израэла Зангвилла, повествующая о жизни еврейской семьи, которая, спасаясь от погромов, покинула Россию и обрела прибежище в Америке.
     Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка). 
     Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны. 
     При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет своё этническое самосознание.
     Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого. 
     2.2. Этническая дифференциация и межнациональные конфликты
     С другой стороны, растёт стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация), противостоять экспансии сверхдержав.
     Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. 
     Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну.
     Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. 
     Виды национализма: 1) этнический. 2) державно-государственный, 3) бытовой.  
     Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – крайняя, агрессивная форма национализма.
     Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.
     Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации. 
     Апартеид (апартхейд) (на 
язафрикаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.
     Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.
     В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом «холокост» (всеуничтожение через сожжение). 
     Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.
     Геноцид армянского народа в 1915 г

     
Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.
     Ирредентизм (от итал. irredento – неосвобожденный) – 1) идея воссоединения с основным ядром нации (ирландцы в Ольстере); 2) политическое и общественное движение в Италии в конце 19 – начале 20 вв. за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением – Триеста, Трентино и др.
     3Современные межнациональные и межэтнические конфликты.

     
Чем отличаются межнациональные конфликты от межэтнических?
     Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами. 
     Межэтнические конфликты возникают внутри государства.

     
Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.
     3.1. Примеры.
     1) проблема франко-канадцев; 2) провинция Бретань во Франции; 3) Бельгия (фламандцы и валлоны); 4) Испания (проблема басков и каталонцев); 5) курды в Турции и Ираке. 
     3.2. Межэтнические конфликты на территории России: Чечня, осетино – ингушский конфликт.  
     3.3. Причины межнациональных конфликтов
     Версия №1:
     1) разрыв в социально-экономическом развитии; 2) непродуманная национальная политика; 3) колониальное (историческое) наследие.
     Версия №2:
     1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра);
     2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти; 
     3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
     4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями.  
     5) Исторические прошлые взаимоотношения народов.
     6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
     3.4. Типы межнациональных конфликтов:
     Версия № 1:
     1) государственно – правовой (сепаратизм); 2) этнотерриториальный; 3) этнодемографический (угроза ассимиляции); 4) социально – психологический (переселенцы и местное население). 
     Версия № 2
     1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт); 
     2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики);
     3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения. 
     3.5. Способы разрешения
     Версия №1
     1) выработка уважения к национальным особенностям всех этнических групп (развитие толерантности, терпимости); 2) продуманная национальная политика (помощь в экономиче-ском и социальном развитии национальных меньшинств); 3) создание эффективных международных органов; 4) предоставление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам.  
     Версия №2: 
     1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например);
     2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека; 
     3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе;
     4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным; 
     5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.
Категория: ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ | Просмотров: 2614 | Добавил: КоршуноваСС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
поиск

статистика
Оцените мой сайт
Всего ответов: 668

календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Гороскоп

Copyright MyCorp © 2017