вопросы для экзамена по праву - 2 Мая 2011 - Конспекты, лекции по предметам (см. "Категории") - Для гуманитариев
Для гуманитариев Понедельник, 05 Декабрь 2016, 13:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [17]
ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [27]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ПРАВУ [36]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ по ИСТОРИИ [19]
Экзамен по истории России. [13]
Экономика и правовые основы производственной деятельности [6]
Конспекты, лекции для групп № 15
ЭКЗАМЕН ПО ПРАВУ [28]
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [3]
Для студентов 2 курса
Лекции по философии [6]
История Древнего мира 5 класс [2]
Конспекты уроков для 5 класс
История Средних веков. 6 класс [2]
Конспекты, лекции для 6 класса
История Древней Руси. [2]
Конспекты, лекции для 6, 10 класса

Статистика

С 8 января 2011

Каталог

Мини-чат

Закладки

Главная » 2011 » Май » 2 » вопросы для экзамена по праву
19:24
вопросы для экзамена по праву
1. Политический режим, типы политических режимов.
Политический режим это совокупность способов и методов осуществления власти государством. 
Основные виды режимов
Демократический режим – государственная власть обеспечивает свободное развитие личности, ее законных прав и интересов. 
Антидемократический режим – характеризуется авторитарностью, тоталитаризмом и так далее. Он характерен наличием таких форм как тоталитаризм при которой господствующей идеологией является идеология правящей партии или структуры, захватившей власть. 
Автократия – коллективный тоталитаризм в лице аристократии или олигархии 
Единоличная автократия - проявляется деспотией, тиранией, режимом личной власти 
Фашистский режим – нацизм, сионизм, исламизм 
Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. 
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса. 
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. 
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию: 
по тому, в чьих руках власть
по тому, как эта власть используется
"Правильные " формы государствамонархия (власть одного человека), аристократия (власть в руках немногих "лучших”), полития (власть большинства из средних в имущественном отношении людей ). 
"Неправильные” формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К "неправильным” формам относятся: тирания(власть в руках тирана), олигархия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль большинства над властью). 
Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со времен Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство. 
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов: 
а) демократический политический режим; 
б) либеральный политический режим; 
в) авторитарный политический режим; 
г) тоталитарный политический режим.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. 
Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу. 
Характерные черты демократического режима: 
Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под "соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций, и есть специальный механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными. 
Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала. 
Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства. 
Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве. 
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную. 
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек. 
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики. 
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях. 
Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: 
- Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве ); 
- Правительство основано на согласии управляемых; 
- Правило большинства; признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства. 
- Гарантии основных прав человека; 
- Свободные и честные выборы; 
- Равенство перед законом; 
- Справедливое судопроизводство; 
- Конституционное ограничение правительства; 
- Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; 
- Ценности сотрудничества и компромисса. 
Разные формы правления демократических режимов. 
Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика. 
Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США в определенной ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США ( право вето ) и, наконец, конгресс вправе начать процесс "импичмента” , т.е. досрочного отстранения президента от власти ( за измену, за нарушение Конституции и другие преступления ). 
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов. 
Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют "Вестминистерской моделью”, имея ввиду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов. 
Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения ) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными ( Италия ). 
Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным. Он был предложен одним из современных политологов Лайбхартом. Он предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франко-говорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс. 
Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ. 
Недемократические режимы делятся на два типа: 
- тоталитарный 
- авторитарный.
 
Тоталитаризм. Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов " TOTALITAS ”- цельность, полнота и "TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи. 
Тоталитарными являются режимы, при которых : 
- есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе; 
- партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс. 
- доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя " Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР. 
- тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д. 
- при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека. 
- вышеперечисленные характеристики профессор из Хайденберга Карл Фридрих ( совместный труд К.Фридриха и его молодого польского коллеги Збигнева Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия”,1956 г.) называет "синдромом”. Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной. Например, существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие "синдромы” тоталитаризма: не было массовой партии, не было "священной” идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации. 
В определении Фридриха есть одно слабое место. Может ли тоталитарная система изменяться и эволюционировать? Фридрих и Бжезинский утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб нацистский режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен. Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. После смерти Сталина СССР изменился. Правление Брежнева Л.И. заслушивает критики. Однако нельзя сказать, что они одинаковы. Это так называемый пост тоталитаризм. Пост тоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается и ослабляется (например, СССР при Хрущеве Н.С.), Итак, тоталитарный режим следует подразделять на чисто тоталитарный и пост тоталитарный. 
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм. 
Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям. 
Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение "народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене. 
Третья разновидность тоталитаризма - национал- социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов. 
И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. 
Авторитаризм. Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. 
Авторитарной политической системе присущи следующие черты: 
- Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.). 
- Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению. 
- опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. 
- Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям. 
- Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления. 
- Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы . 
Исходя из вышеизложенного, авторитаризм- политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. 
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов. 
Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. 
Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. 
Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). 
Военное правление: военные берут власть и правят страной. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена. 
В современных условиях пост социалистических стран "чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

2. Роль государства в экономике.

  • 1. Проблема. 1.1. Адам Смит и монетаристы. 
  • 1.2. Кейнсианство.
  • 2. Экономическая политика.
  •      2.1. Что такое экономическая политика? 
  •      2.2. Элементы (направления) экономической политики. 2.3. Цели экономической политики государства.
  • 3. Функции государства в смешанной экономике.
  • 4. Общественные блага.
  • 5. Внешние (побочные эффекты)
  • 6. Способы воздействия (методы, формы регулирования) государства на экономику.
  • 7. Главные направления экономической политики
  •     7.1. Структурное направление
  •     7.2. Стабилизационное направление. Фискальная и монетарная политика
  • 8. Как изменяются традиционные экономические функции государства в современном обществе?

 1Проблема.
     Мировой опыт показывает, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. С давних времён идёт дискуссия между теми, кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства, и теми, кто преувеличивает возможности современного государства, не признавая роли рыночной саморегуляции.
     Какова же роль и функции государства в рыночной экономике?
1.1. Адам Смит (1723-1790): отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества «невидимой рукой» рынка.
     Принцип: производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение потребностей других людей. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.
     «Невидимая рука» — объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов и делает ненужным какое-либо вмешательство государства в экономическую жизнь.
     Монетаризм – макроэкономическая теория, одно из главных направлений неоконсервативной экономической мысли. Возник в 1950-е годы XX века.
     Главные положения:
  1) регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением;
    2) рыночная экономика – саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике.      Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития. Число государственных регуляторов сокращается до минимума. Исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы» - регулярная денежная эмиссия. Монетаристы указывают на взаимосвязь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства. От темпов роста денежной массы зависит последующее наступление той или иной фазы делового цикла. В частности, нехватка денег выступает главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы полагают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта. Итак, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.
     Милтон Фридман (1912 – 2006): как можно больше освободить экономику от опеки государства, сократить налоги и государственные расходы, давая возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивость экономической системы.
     Взгляды Фридмана (как и вообще Чикагской школы экономики) подвергаются резкой критике антиглобалистами, которые считает его виновным за то, что произошло в Чили во время диктатуры Пиночета и в России во время президентства Ельцина.
1.2. Кейнсианство.
     Английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) в 1936 г. выпустил книгу «Общая теория занятости, процента и денег», в которой предложил принцип макрорегулирования экономики «стой-иди».
     Кризис – подъём:
     1) государственные расходывверх – вниз;
     2) налогивниз – вверх;
     3) банковский процентвниз – вверх;
     4) влияние на экономику: «иди» - «стой».
     Представители кейнсианского направления считают, что один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике. Только активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос, способна справиться с массовой безработицей. Для удовлетворения современных экономических потребностей общества необходимы и неизбежны правительственные меры.
2Экономическая политика государства.
2.1. Экономическая политика государства – 1) это процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей; 2) проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определённой направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны.
2.2. Элементы (направления) экономической политики: 1) институциональная; 2) структурная; 3) инвестиционная; 4) финансово-кредитная; 5) социальная; 6) внешнеэкономическая; 7) научно-техническая; 8) налоговая; 9) бюджетная; 10) аграрная.
2.3. Цели экономической политики: 1) перспективные (формирование социально ориентированного рыночного варианта экономики); 2) текущие (решение проблем государственного долга, устранение чрезмерной дифференциации доходов населения и борьба с бедностью, снижение налогов на бизнес и т.д.).
3Функции государства в смешанной экономике:
3.1. Версия № 1: 1) устанавливает «правила игры» (законы), в соответствии с которыми ведётся предпринимательская деятельность; 2) компенсирует влияние, которое оказывает на окружающих производственная деятельность частных лиц; 3) производство общественных благ невыгодно для частных производителей, и государство сохраняет в своих руках армию, полицию, содержание дорог, мостов, электростанций, некоторых отраслей транспорта и связи, образование, музеи, библиотеки, заповедники; 4) несёт ответственность за поддержание конкуренции на всех рынках; 5) социальная функция государства состоит в том, чтобы не допускать слишком большого неравенства доходов и тем самым сохранять стабильность общества; 6) поддерживает равновесие сил производителей и потребителей (законы, регулирующие рекламу и качество потребительских благ); 7) берёт ответственность за стабилизацию экономики, борьбу с безработицей и инфляцией.
     В целом государство несёт ответственность за координацию экономических процессов, за выработку и осуществление долгосрочной экономической стратегии.
3.2. Версия № 2: 1) стабилизация экономики; 2) защита прав собственности; 3) регулирование денежного обращения; 4) перераспределение доходов; 5) регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками; 6) производство общественных благ.
3.3. Версия № 3: 1) регулирование денежного хозяйства страны; 2) защита механизма конкуренции, антимонопольное законодательство; 3) помощь социально незащищённым слоям населения, перераспределение доходов; 4) формирование законодательной основы экономики; 5) охрана интересов потребителя; 6) регулирование использования природных ресурсов страны и организация охраны окружающей среды; 7) контроль за сферой внешней торговли и валютных операций, а также защита экономических интересов страны в международных отношениях.
4Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.
     Такие блага (охрана окружающей среды, оборона, бесплатное образование, бесплатный проезд, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение музеев, библиотек, парков, юридическая помощь) не могут предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими не взимается плата. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.
5. Вмешательство государства в сферы, где работают исключительно частные предприятия вызвано проблемой внешних (побочных эффектов).
    В чём заключается проблема внешних (побочных) эффектов?
     Внешние эффекты – 1) связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц; 2) издержки и выгоды для третьих лиц, связанные с производством и потреблением благ, в которых эти лица не принимают непосредственного участия.
     Виды внешних эффектов: 1) отрицательные (появление издержек у лиц, не участвующих в производстве и потреблении товара); 2) положительные (появление у третьих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара).
     В случае загрязнения окружающей среды производитель как бы переносит часть издержек, связанных с производством товаров, на население, никак не компенсируя эти затраты. Государство вынуждено производить дополнительные затраты на очистку воды, поддержание здоровья людей и др. Тем самым оно компенсирует отрицательный внешний эффект деятельности предприятия. Примером положительного внешнего эффекта является деятельность военных заводов, которые способствуют научно-техническому прогрессу, результатами которого мы пользуемся бесплатно.
6Способы воздействия(механизмы, методы, формы регулирования) государства на экономику.
6.1. Прямое регулирование:
     1) административное регулирование (система лицензирования, контроль за ценами и доходами фирм);
     2) государственно-правовое регулирование (разработка специального законодательства);
     Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий – монополистов, поскольку монополия ведёт экономику к застою и загниванию. Также государство принимает законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса.
   3) прямое экономическое регулирование (целевое финансирование отдельных фирм и территорий, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике).
6.2. Косвенное регулирование: 4) косвенное экономическое регулирование (кредитно-денежная=монетарная, бюджетная-налоговая=фискальная политика).
7Главные направления экономической политики:
7.1. Структурное: 1) государственная поддержка особо важных отраслей, 2) содействие конкуренции и ограничение монополий, 3) приватизация, 4) производство общественных благ.
7.2. Стабилизационное: 1) бюджетно-налоговая (фискальная) политика: бюджет + налоги; 2) кредитно-денежная (монетарная) политика: денежная эмиссия + изменение учётной ставки + изменение нормы обязательных резервов).
     Стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, структурная – на обеспечение её сбалансированного развития.
     Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – 1) деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета; 2) политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов; стрежневая часть финансовой политики и составная часть экономической политики государства.
     Ведущее место в налоговых доходах занимают налоги, уплачиваемые предприятиями: 1) налог на добавленную стоимость; 2) налог на прибыль; 3) налог на внешнюю торговлю.
     Фискал (от лат. fiscalus казённый) – 1) должностное лицо в России в XVIII в., в обязанности которого входил надзор за деятельностью государственных учреждений (гл. образом в области финансовой и судебной); 2) доносчик, ябеда.
     Монетарная (кредитно-денежная) политика означает контроль над денежной массой в экономике.
     Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъёме. Осуществляет денежно-кредитную политику центральный (государственный) банк во взаимодействии с коммерческими банками. Госбанк может находиться в разных отношениях к правительству: в ряде стран он полностью подотчётен последнему, в других – имеет определённую самостоятельность, а в некоторых – занимает полностью независимую позицию. В России Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос перед ГД об освобождении его от должности (ст. 83). Назначение и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ находится в ведении Государственной Думы (ст. 103).
     Способы кредитно-денежного регулирования: 1) денежная эмиссия; 2) установление учётной ставки процента; 3) установление нормы обязательных резервов; 4) операции Центрального банка на открытом рынке.
     1) Денежная эмиссия – выпуск государством (центральным банком) в обращение дополнительного количества денежных знаков.
    2) Учётная ставка процента – норма процента, под которой центральный банк даёт кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учётную ставку, центральный банк делает кредит более дорогим или более дешёвым. Если кредиты становятся более дорогими, это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить инфляцию (инфляция возникает, когда объём денежной массы превышает количество производимых товаров и услуг). Но при этом усиливается спад производства, так как фирмы лишаются возможности получить кредит. Понижая учётную ставку процента и делая кредит дешёвым, государство увеличивает число заёмщиков, способствуя подъёму производства. Но увеличение денежной массы в обращении ведёт к усилению инфляции.
     3) По закону коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Для этого центральный банк устанавливает норму обязательных резервов. Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению количества денег у банков для кредитования, что сокращает число заёмщиков и соответственно уменьшает денежную массу в обращении. Уменьшение нормы резервирования, наоборот, приводит к росту денежной массы.
    4) Центральный банк продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке, выплачивая по ним высокий процент, привлекает средства инвесторов для покрытия бюджетного дефицита. В результате количество денег в экономике сокращается, они сосредотачиваются у государства.
8Как изменяются традиционные экономические функции государства в современном обществе?
   1) последовательный переход от прямых (административных) к косвенным (экономическим) методам регулирования экономики;
     2) усиление роли государства в решении социальных проблем.
     Новые экономические функции государства в постиндустриальном обществе: 1) поддержка фундаментальной науки; 2) участие в решении глобальных проблем человечества (экологический кризис, отставание стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокращение вооружений).
     С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его (государства) роли в 1) соблюдении баланса общественных интересов, 2) социальной стабильности и 3) защите общенациональных интересов.

Категория: ЭКЗАМЕН ПО ПРАВУ | Просмотров: 906 | Добавил: КоршуноваСС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
поиск

статистика
Оцените мой сайт
Всего ответов: 664

календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Гороскоп

Copyright MyCorp © 2016