Ответы к билетам № 14(2), 21 (1), 22 (1), 24 (1) ПО ПРАВУ - 2 Мая 2011 - Конспекты, лекции по предметам (см. "Категории") - Для гуманитариев
Для гуманитариев Понедельник, 05 Декабрь 2016, 13:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [17]
ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [27]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ПРАВУ [36]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ по ИСТОРИИ [19]
Экзамен по истории России. [13]
Экономика и правовые основы производственной деятельности [6]
Конспекты, лекции для групп № 15
ЭКЗАМЕН ПО ПРАВУ [28]
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [3]
Для студентов 2 курса
Лекции по философии [6]
История Древнего мира 5 класс [2]
Конспекты уроков для 5 класс
История Средних веков. 6 класс [2]
Конспекты, лекции для 6 класса
История Древней Руси. [2]
Конспекты, лекции для 6, 10 класса

Статистика

С 8 января 2011

Каталог

Мини-чат

Закладки

Главная » 2011 » Май » 2 » Ответы к билетам № 14(2), 21 (1), 22 (1), 24 (1) ПО ПРАВУ
19:35
Ответы к билетам № 14(2), 21 (1), 22 (1), 24 (1) ПО ПРАВУ
 
1. Избирательная система. Выборы в демократическом обществе.
1. Что такое избирательная система?
2. Избирательное право.
3. Избирательный процесс.
     3.1. Стадии избирательного процесса
     3.2. Избирательная кампания.
     3.3. Классификация выборов по принципам избирательного права.
4. Типы избирательных систем (в узком смысле).
     4.1. Мажоритарная система.
     4.2. Пропорциональная система.
     4.3. Смешанная система.
 
1Что такое избирательная система?
1.1. Избирательная система (в широком смысле) – порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя.
     Избирательная система = избирательное право + избирательная процедура (избирательный процесс).
1.2. Избирательная система (в узком смысле) – способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.
     Мандат (лат. – поручение) – 1) полномочие, наказ, поручение; 2) документ, удостоверяющий права и полномочия какого-либо лица.
     Кандидат (лат. candidus – белоснежный, лат. candidates – одетый в белое; в Древнем Риме соискатель государственной должности надевал белую тогу) – лицо, выдвигаемое для избрания в государственный или общественный орган, для назначения на какую-либо должность, для приёма в какую-либо организацию.
     Депутат (лат. deputatus – посланный) – выборный представитель в органах власти.
2Избирательное право – это подотрасль конституционного права, представляющая собой самостоятельную систему правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права.
     Избирательное право (в узком смысле) – это политическое право гражданина избирать (активноеправо) и быть избранным (пассивное право).
     В России право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть избранным в представительный орган – с 21 года, главой администрации субъекта РФ – по достижении 30 лет, а Президентом страны – с 35 лет.
     Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах 1) всеобщего, 2)равного, 3) прямого избирательного права при 4) тайном голосовании.
3Избирательный процесс – 1) комплекс действий в процессе выборов; 2) технология и форма реализации принципов избирательного права, обеспечения избирательных прав граждан в рамках предусмотренного законом последовательного совершения комплекса избирательных действий, избирательных процедур.
3.1. Стадии избирательного процесса:
     1) подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
     2) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на предвыборную должность;
     3) предвыборная агитация и финансирование выборов;
     4) голосование, установление итогов голосования и определение результатов выборов, их официальное опубликование.
3.2. Избирательная кампания (от франц. campagne – поход) – это деятельность по подготовке и проведению выборов:
     1) версия №1: избирательная кампания = предвыборная агитация (второй + третий + четвёртый этапы избирательного процесса);
     2) версия №2: избирательная кампания = весь избирательный процесс.
     Электорат (от лат. elector – избиратель) – контингент голосующих.
     Имидж (от англ. image – облик, образ) – наиболее привлекательные для публики черты и свойства личности политика.
     Имиджмейкер (image maker) – 1) тот, кто профессионально занимается созданием имиджа для кого-л.; 2) консультант политического деятеля, отвечает за его рекламу и создание понятного избирателям образа.
     Связи с общественностью или PR (Public Relations, англ. PR, от public relations – связи с общественностью; сокращённо-жаргонное: пиар) – это формирование общественного мнения о товаре, человеке, компании, событии.
     Чёрный PR – использование «чёрных технологий» (обман, фальсификации) для очернения, уничтожения конкурирующей партии, группы и т. д., распространение от её имени оскорбительных или экономически опасных заявлений и др. Словосочетание образовано по аналогии с выражением «чёрная пропаганда». В начале 1990-х годов под «черным» PR понималось главным образом публикация «проплаченных» статей, независимо от их направленности («за» или «против») в отличие от PR «правильного» – то есть осуществляемого более тонкими и легальныим методами. «Чёрный» PR тех лет вызывал прямые аналогии с «чёрным налом» и «чёрным рынком», поскольку денежные суммы, передаваемые в издания за публикации, ни в каких официальных финансовых документах не фигурировали.
     Технологии «чёрного пиара» - сознательная подтасовка или искажение сведений о претенденте на власть, подкупы, запугивание политических противников и даже прямое насилие.
     10.3.3. Классификация выборов по принципам избирательного права:
     1) всеобщие – ограниченные (цензовые);
     2) равные – неравные;
     3) прямые – косвенные (многостепенные);
     4) тайное – открытое голосование.
4Типы избирательных систем (в узком смысле):
     1) мажоритарная;
     2) пропорциональная;
     3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).
4.1. Мажоритарная система (от франц. majorite – большинство) – 1) избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное); 2) при её применении голосование проходит «за» конкретных кандидатов в одномандатных или многомандатных округах.
     Особенности: 1) вся территория страны разбивается на территориальные единицы – избирательные округа; 2) от каждого округа избирается чаще всего только один депутат (одномандатные округа), иногда два депутата (многомандатные округа); 3) избирательные округа должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей; 4) избиратели голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом может быть обозначено, какую партию он представляет; 5) избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов.
     Виды мажоритарной системы:
     1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос) [Австралия, РФ];
     2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов) [США, Канада];
     3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).
     Эта система – практически единственно возможная при выборах одного должностного лица, например, президента. Возможно голосование в один и два тура. Участвуют во втором туре только два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов.
     Достоинства: 1) прочная связь между кандидатом (в дальнейшем депутатами) и избирателями (кандидаты хорошо знают положение дел в своих округах, а избиратели имеют представление о том, кому они доверяют представлять свои интересы в органах власти).
     Недостатки:
     1) значительная часть избирателей, проголосовавших за непобедивших кандидатов, остаётся не представленной;
     2) партия, получившая меньше голосов, чем её соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;
    3) две партии, набравшие одинаковое или близкое число голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов.
     !!! При выборах Президента РФ применяется мажоритарная система абсолютного большинства.
     Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному округу, включающему всю территорию страны. Если ни один кандидат не сможет получить в первом туре абсолютного большинства, то назначается второй тур, в котором борьба ведётся между двумя кандидатами, получившими в первом туре большинство голосов. 
4.2. Пропорциональная система (установлена при выборах депутатов Государственной Думы России с 2007 г.):
     Особенности: 1) территория страны чаще всего объявляется единым избирательным округом; 2) политические партии, их союзы (избирательные блоки) выдвигают списки своих кандидатов; 3) избирателям предлагается проголосовать только за один из таких списков; 4) избиратели голосуют не за личность от той или иной партии, а за партии в масштабе всей страны; 5) мандаты распределяются строго пропорционально числу поданных голосов.
     Достоинства: 1) позволяет представить реальную (справедливую) картину политической жизни.
     Недостатки:
     1) в странах, где имеются десятки крупных и мелких партий, избранный представительный орган нередко оказывается раздробленным на множество депутатских групп => сложность формирования правительства; 
     2) избиратель выбирает как бы абстрактных лиц;
     3) слабая связь между депутатами и избирателями.
     Для устранения первого недостатка применяется заградительный барьер (заградительный порог). Это означает, что партии не допускаются к распределению мандатов, если выдвинутые ими списки кандидатов не получили установленного законом минимума голосов избирателей. В ФРГ к распределению депутатских мандатов допускаются только те партийные списки, которые получили не менее 5%, в России – 7%.
4.3. Смешанная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем.
     Примеры: 1) выборы депутатов Государственной Думы до 2007 г. (225 + 225); 2) в большинстве субъектов РФ выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта; 3) выборы депутатов Бундестага в ФРГ.
2. Международные документы о правах человека, их общая характеристика.
1. Что такое права человека?
     1.2. Классификация прав человека.
     1.3. Международные документы.
2. Защита прав человека.  
     2.1. Система ООН. 
     2.2. Система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). 
     2.3. Система Совета Европы.
3. Критика Всеобщей декларации прав человека.
4. Международные преступления и правонарушения.
     4.1. Виды международных преступлений.
     4.2. Международный уголовный трибунал.5. Международное гуманитарное право.
5. Международное гуманитарное право.
     5.1. Что такое международное гуманитарное право?
     5.2. Субъекты международного гуманитарного права.
     5.3. Источники международного гуманитарного права. 
     5.4. Эмблема.


1Международные документы о правах человека.
1.1. Что такое права человека?
     Понятие прав человека – одно из самых дискуссионных в юридической науке. 
    1) Согласно естественно-правовой теории права человека – это права, присущие самой природе человека, без которых оно не может существовать как биосоциодуховное существо. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством. Государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить.
     2) Сторонники позитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет перечень и содержание прав, которое оно дарует своим гражданам.
     Права человека – это нормативно оформленные (т.е. представленные в виде чётко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются необходимым условием её жизни, её взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством. 
     Теория прав человека основана на безоговорочном признании за ним права на достоинство и права на свободу. Однако абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Права и свободы одного заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.
1.2. Классификация прав человека:
     1) по форме закрепления: основные и иные права. Основные – это такие права, которые гарантированы конституциями государств и международно-правовыми документами. 
     2) по содержанию
     1) личные (гражданские): право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, охрану своего достоинства, право на неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой), свобода передвижения и выбора местожительства. 
     2) политические: право на объединения, право на митинги и демонстрации, шествия, право на участие в управлении делами государства. В отличие от личных, политические права направлены не на обеспечение независимости человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса.  
     3) социальные: на отдых, на охрану материнства и детства, на жилище, на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание).  
    4) экономические: на труд, на собственность, на предпринимательство, право на забастовки, на заключение коллективных договоров, на свободное объединение в национальные или международные организации.
     5) культурные: на образование: бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, на творчество, на пользование результатами научного прогресса, на доступ к культурным ценностям.
     Права человека в Конституции РФ
     личные (гражданские) права (статьи 19-29, 45-54); 
     политические (статьи 30-33); 
     экономические (статьи 34-37, ч.1,2,4); 
     социальные (статьи 37, ч.3,5, 38-41); 
     культурные (статьи 43, 44).  
     3) по времени возникновения:
     К первому поколению относят гражданские и политические права. Второе поколение включает в себя социальные и экономические права, закрепление которых в конституциях и законах наиболее развитых стран относится к началу XX века. Их часто называют мнимыми, поскольку при их реализации приходится ущемлять права первого поколения (право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства). Третье поколение называют правами народов (право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа). Представление о них утверждается в юридической науке и международно-правовой практике во 2-й половине XX века.  
     4) по способу существования и отражения
     естественные права, принадлежащие человеку от рождения, и позитивные права, устанавливаемые государством.  
     5) по кругу субъектов
     1) индивидуальные (права, принадлежащие отдельным лицам); 2) коллективные (права, принадлежащие и реализуемые группой лиц, существующих как общность: индивиды, потребители, несовершеннолетние, беженцы).
1.3. Международные документы.
     Фундаментом существующей системы прав и свобод человека является 
     Международный билль о правах человека (Хартия прав человека) = 
     1) Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948) + 
     2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) + 
     3) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) + 
     4) факультативный Протокол к последнему пакту (1966) + 
     5) второй дополнительный Протокол, направленный на отмену смертной казни (1989). 
     Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира». Статья 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Всеобщая декларация содержит обогащённый перечень прав и свобод, включающий уже не только гражданские и политические, но и социальные, экономические и культурные права. 
     Пакты, принятые в 1966 году, закрепили важнейшие права и свободы: право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на уважение личной и семейной жизни, свобода совести, свобода мирных собраний и ассоциаций, право на свободу убеждений и их выражения, право на образование, право на труд.
     Значение международных пактов 1966 г.
     1) впервые государства взяли на себя юридические обязательства перед международным сообществом содействовать осуществлению прав своих граждан; 
     2) впервые государства наделили международные органы правом контроля за выполнением принятых на себя обязательств; 
     3) впервые жертвы нарушений прав человека получили возможность обращаться за помощью в органы, неподведомственные притесняющим их властям.
2Защита прав человека.  
     Сегодня на территории Европы действуют три системы защиты прав человека:  
2.1. Система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН.
     В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), который работает под руководством Генеральной Ассамблеи, учредил в качестве вспомогательного органа Комиссию ООН по правам человека. Каждый год на сессии Комиссии собираются не только 53 государства-члена, но и свыше 100 государств-наблюдателей. В 1976 г. ООН был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов. 
2.2. Система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), заключительный акт которого, подписанный в Хельсинки (1975), способствовал возникновению общественного движения правозащитников => Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); 
2.3. Система Совета Европы (СЕ), ведущим документом которого стала Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), а также дополнительные протоколы к Конвенции, включившие весь перечень гражданских и политических прав и некоторые социально-экономические права. Для контроля за их осуществлением созданы специальные механизмы – Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. В отличие от Совета Европы в ОБСЕ нет сложившегося механизма по рассмотрению индивидуальных жалоб.
3Критика Всеобщей декларации прав человека
     В последние десятилетия представление о незыблемости прав человека как высшей ценности вызываетсерьёзную критику:
   1) положения Всеобщей декларации человека давно устарели, превратились в собрание банальных мёртвых истин. Нужны новые живые права (такие, как право не умереть с голоду, право народа контролировать ядерные станции и ядерное оружие, право коллективного контроля над таким мощным средством воздействия на общественное мнение как телевидение, право на пресную воду –> Боливия);
     2) права человека, отражённые во Всеобщей декларации прав человека, абсолютно минимальны, они не способствуют решению сложных задач социальной жизни;
    3) идеология прав человека используется странами Запада для вмешательства во внутренние дела других государств;
    4) институт прав человека призван увековечить существующую политичсекую и экономическую систему современного капиталистического общества;
     5) идеология прав человека отрицает право на восстание против несправедливых режимов; 
     6) идеология прав человека в ряде случаев приходит в противоречие с религиозными доводами: человек не имеет право вести тяжбу о своих правах перед лицом Бога, политическое понимание прав личности противоречит пониманию свободы как ответственности перед Богом.
     7) в период кризисов государственные интересы власти и общества стоят выше непосредственных прав отдельной личности. 
4Международные преступления и правонарушения.
4.1. Виды международных преступлений:
     1) действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны;
     2) военные преступления (убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов);
     3) преступления против человечности.
4.2. Международный уголовный трибунал (Гаага) был создан в 1993 г. решением Совета Безопасности ООН для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии.
5Международное гуманитарное право.
5.1. Что такое международное гуманитарное право?
     Основоположник науки международного права Гуго Гроций в своей книге «О праве войны» (1625), исходил из того, что каждое государство имеет право вести войны, которые он подразделял на справедливые и несправедливые. Он считал, что в любой войне насилие должно иметь свои пределы и допускается только для достижения победы, жизнь же гражданского населения должна защищаться. !!!Гаагские конференции 1899, 1907 гг.
     Международное гуманитарное право – свод норм как договорного, так и обычного характера, которые предназначены для решения гуманитарных проблем, являющихся прямым следствием вооружённых конфликтов – международных или внутренних, и ограничивают по гуманитарным соображениям право сторон в конфликте выбирать по своему усмотрению методы и средство ведения боевых действий, а также предоставляют защиту лицам и имуществу, которые пострадали или могут пострадать в результате конфликта.
     Международное гуманитарное право является отраслью международного права, действующей в условиях войны.
     !!! Нормы Всеобщей декларации прав человека могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения. Нормы же гуманитарного права применяются в периоды вооружённых конфликтов, поэтому никаких отступлений от своих положений ни при каких обстоятельствах нормы гуманитарного права не допускают.
5.2. Субъекты международного гуманитарного права: 1) государства; 2) комбатанты; 3) лица, находящиеся под защитой.  
     Комбатанты (1977 – Дополнительный протокол I) – все организованные вооружённые силы, группы и подразделения, находящиеся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчинённых. Комбатантам разрешено применять силу, брать противника в плен, убивать вооружённого противника.
     Лица, находящиеся под защитой – раненые, больные, лица, потерпевшие кораблекрушение, как из состава вооружённых сил, так и гражданских, военнопленные, интернированные гражданские лица, гражданские лица на территории противника, гражданские лица на оккупированных территориях.
5.3. Источники международного гуманитарного права
     1) Женевские конвенции 1949 г.:
     «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (Конвенция I);
     «Об улучшении участи раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море» (Конвенция II);
     «Об обращении с военнопленными» (Конвенция III);
     «О защите гражданского населения» (Конвенция IV).
     2) Женевские конвенции 1948 г.: 1) против преступлений геноцида; 2) Конвенция о беженцах.
     3) Дополнительные протоколы 1977 г.: Дополнительный протокол I (новые нормы, регулирующие международные вооружённые конфликты); Дополнительный протокол II (нормы, регулирующие вооружённые конфликты немеждународного характера).
     4) Конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей. 
Николай Рерих (1874-1947). В начале Первой мировой войны Рерих обратился к русскому правительству и правительствам воюющих стран с предложением заключит соглашение об охране культурных ценностей. В 1929 году Рерих приехал из Индии в Америку, чтобы юридически оформить Пакт об охране памятников культуры на случай военных действий. В 1954 году в Гааге по инициативе ЮНЕСКО была созвана международная конференция, на которой представители 56 государств подписали конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, основанную на принципах Рериха.
    5) Конвенция 1972 г. о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического оружия.
     6) Конвенция 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.
     7) Конвенция 1980 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или иметь неизбирательное действие.
     8) Всеобщая декларация прав человека (1948), важнейшие положения которой получили развитие применительно к военному времени.  
5.4. Эмблема.
В 1864 г., отдавая должное Швейцарии, в которой зародилось движение, в качестве отличительной эмблемы покровительства раненым воинам было решено использовать обратное положение цветов швейцарского флага (белый крест на красном фоне). Турция, а затем и часть мусульманских стран в качестве символа стали использовать знак Красного Полумесяца. Женевская конвенция 1929 г. признала его в качестве второй официальной эмблемы Международного комитета Красного Креста (1880). В 2005 г. на очередной Женевской конференции была утверждена новая эмблема международных гуманитарных организаций – Красный Кристалл (красный квадрат на белом фоне). Эта эмблема имеет одинаковый статус с прежними.  
Категория: ЭКЗАМЕН ПО ПРАВУ | Просмотров: 1059 | Добавил: КоршуноваСС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
спасибо. можешь скинуть все отеты?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
поиск

статистика
Оцените мой сайт
Всего ответов: 664

календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Гороскоп

Copyright MyCorp © 2016