Для гуманитариев Воскресенье, 30 Апрель 2017, 19:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [17]
ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [27]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ПРАВУ [36]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ по ИСТОРИИ [19]
Экзамен по истории России. [13]
Экономика и правовые основы производственной деятельности [6]
Конспекты, лекции для групп № 15
ЭКЗАМЕН ПО ПРАВУ [28]
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [3]
Для студентов 2 курса
Лекции по философии [6]
История Древнего мира 5 класс [2]
Конспекты уроков для 5 класс
История Средних веков. 6 класс [2]
Конспекты, лекции для 6 класса
История Древней Руси. [2]
Конспекты, лекции для 6, 10 класса

Статистика

С 8 января 2011

Каталог

Мини-чат

Закладки

Главная » 2011 » Май » 15 » Экзамен по обществознанию. Билет № 19.
18:15
Экзамен по обществознанию. Билет № 19.
1. Истина, ее критерии. Относительность истины.
Что такое истина?
     1) 
Онтологическая (бытийственная) теория истины
     Павел Флоренский. «Столп и утверждение истины» (1914): 
     «"Что есть истина?", - вопрошал Пилат у Истины. Он не получил ответа, - потому не получил, что вопрос его был всуе. Живой Ответ стоял пред ним, но Пилат не видел в Истине ее истинности. Предположим, что Господь не только своим вопившим молчанием, но и тихими словами ответил бы Римскому Прокуратору: "Я есть Истина". Но и тогда, опять-таки, вопрошавший остался бы без ответа, потому что не умел признать Истину за истину, не мог убедиться в подлинности ее». 
     2) Классическая (корреспондентная) теория истины.
     Аристотель: «Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, - значит говорить истинное».
     Истина – соответствие (корреспондирование) между фактами и высказываниями об этих фактах. Истина – это свойство высказываний, суждений или верований.  
     3) Когерентная теория истины (Спиноза, Лейбниц, Брэдли). Истина – согласованность суждения и убеждения со всеми высказываниями, суждениями или убеждениями, входящими в систему, к которой принадлежит данное суждение.
     Когерентность (от лат. cohaeres находящийся в связи) – согласованное протекание во времени нескольких процессов.
     4) Конвенционализм
     Анри Пуанкаре (1854-1912): 
     «Основные положения геометрии Евклида суть не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны». 
     Конвенция (латин. сonventio сближение, встреча; народное собрание; соглашение, договор, сделка) – соглашение.  
     5) Прагматизм (греч. pragma – дело, действие): истинные убеждения (представления, верования) – это такие убеждения, которые приводят к действиям, ведущим к желаемым или успешным результатам.
Объективная, абсолютная и относительная истина.
     Объективная 
истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека.
     Абсолютная 
истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент званий, который не может быть опровергнут в будущем. 
     Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. 
     Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. 
     Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.
     Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину.  
     Первую классификацию заблуждений дал Бэкон под именем «идолов». 
     Причину возникновения заблуждений одни философы видят в человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс). 
     Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.
Существует ли истина? Агностицизм.
     Агностицизм (греч. а отрицание, gnosis знание) – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Роль науки агностицизм ограничивает лишь познанием явлений.  
     Противоположностью агностицизма является гносеологический оптимизм.
     Оптимизм (от латин. optimus – наилучший) – 1) представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро; радостное восприятие жизни, проникнутое верой в разумное и справедливое лучшее будущее. Противоположность оптимизма – пессимизм.
     Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма.
     Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, третьи – на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира, четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п.  

2. Общественная и личная значимость образования в современном мире.
1. Что такое образование?
2. Функции образования.
3. Направления (тенденции) развития образования в современном мире.
4. Цели образования.
5. Болонский процесс.
6. Непрерывное образование.
7. Российская система образования. 
1Образование – 1) процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями; 2) социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров. 
     Образование – форма деятельности личности, которая предшествует всем другим видам деятельности. Без развитой системы образования не может быть серьёзных достижений ни в одной сфере общественной жизни. 
     Просвещение – распространение знаний, образования.
     Обучение больше связывают с приобретением точных знаний и практических умений, а воспитание – с развитием духовной культуры человека, выработкой определённых убеждений и разумного поведения, накоплением жизненного опыта.
     Образование есть формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации. 
     Вторичная социализация – период социализации, совпадающий с периодом получения формального образования.
 2Функции образования: 1) экономическая (формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками); 2) социальная, личностная (социализация личности); 3) культурная (использование ранее накопленной культуры); 4) укрепление национальной безопасности (военной, экономической, экологической); 5) укрепление демократического общества. 
3Направления (тенденции) развития образования в современном мире:
     1) гуманизация предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека. Гуманизация образования призвана помочь человеку развить свои способности и дарования, использовать творческий потенциал;
     2) гуманитаризация означает усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин;
     3) интернационализация образования понимается по-разному. Иногда предлагается максимально сблизить национальные образовательные системы (Болонский процесс). Другие специалисты считают, что такой подход снижает ценность национальных культур и механически переносит чужой опыт в другую социокультурную среду;
     4) компьютеризация (использование новых современных технологий обучения).  
     В XX веке произошла 5) демократизация образования: образование стало доступным для широких слоёв населения.
     Наблюдается 6) тенденция к росту продолжительности образования, что существенно меняет образ жизни людей.
     Образование стало 7) непрерывным, ибо в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые виды работ, на новые технологии.
4. Цели (тенденции) образования.
     В основу целей образования в ряде стран (в том числе в ЕС) положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по образованию для XXI века. Они характеризуют и тенденции развития образования:
     1) научиться познавать, уменье учиться;
     2) научиться делать, научиться работать, приобретать компетентность = практикоцентризм;
     3) научиться жить вместе, сосуществовать (возрастание роли образования в формировании гражданских качеств личности);
     4) повышение роли образования в раскрытии творческого потенциала личности. 
5Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
     Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. 
Основные положения Болонской декларации:
     1) принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;
     2) введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
     3) внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни»;
     4) существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования;
     5) содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;
     6) внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей;
     7) содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
     Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.
     Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.
Цели Болонского процесса
     1) построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
     2) формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
     3) обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
     4) повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Недостатки Болонского процесса.
     Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов ECTS (англ. European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.
     Болонский процесс – то есть приватизация высшего образования – приводит не только к снижению качества преподавания, но и создает преграды для получения этого образования большинству населения стран, принимающих участие в неолиберальном реформировании своих социальных систем.
     Во многих европейских странах (например, во Франции, Греции, Сербии) преподаватели, студенты и школьники выступают с протестами данной реформе образования. В том числе в Греции и Сербии им удалось вынудить правительства отказаться от навязывания приватизации образования.
     По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудо-устройстве людей с дипломом бакалавров. Ведь четырёхлетный бакалавриат продолжает воприниматься как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным.
     Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс – недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.
6Переход к практике непрерывного образования (век живи – век учись!). «Образование через всю жизнь» вместо «образования на всю жизнь». 
     Функции непрерывного образования: 1) компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании); 2) адаптивная (подготовка и переподготовка в условиях меняющейся ситуации); 3) развивающая (удовлетворение потребностей творческого роста личности).
     Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
7Российская система образования:
Ступени
     1) дошкольное образование; 2) общее образование: а) начальное общее; б) основное общее (5-9 классы); в) среднее (полное) общее (10-11 классы); 3) профессиональное: а) начальное профессиональное; б) среднее профессиональное; в) высшее профессиональное; г) послевузовское профессиональное (бакалавриат и магистратура).
 Принципы:
     1) гуманистический характер; 2) приоритет общечеловеческих ценностей; 3) единство федерального образования при праве на своеобразие национального и регионального образования; 4) общедоступность образования; 5) приспособление системы образования к потребностям обучаемых; 6) светский характер государственного образования; 7) свобода и плюрализм; 8) демократический характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.  
Образовательные учреждения:  
     1) дошкольные образовательные учреждения; 2) общеобразовательные школы; 3) профессионально – технические учебные заведения; 4) учреждения дополнительного образования детей; 5) духовные учебные заведения; 6) университеты, институты, колледжи, технические школы; 7) учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров; 8) учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. 
Категория: ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ | Просмотров: 914 | Добавил: КоршуноваСС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
поиск

статистика
Оцените мой сайт
Всего ответов: 671

календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Гороскоп

Copyright MyCorp © 2017