Билет 2 (1).Право как средство регулирования общественных отношений, механизм правового регулирования. - 18 Ноября 2012 - Конспекты, лекции по предметам (см. "Категории") - Для гуманитариев
Для гуманитариев Четверг, 08 Декабрь 2016, 12:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [17]
ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [27]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ПРАВУ [36]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ по ИСТОРИИ [19]
Экзамен по истории России. [13]
Экономика и правовые основы производственной деятельности [6]
Конспекты, лекции для групп № 15
ЭКЗАМЕН ПО ПРАВУ [28]
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [3]
Для студентов 2 курса
Лекции по философии [6]
История Древнего мира 5 класс [2]
Конспекты уроков для 5 класс
История Средних веков. 6 класс [2]
Конспекты, лекции для 6 класса
История Древней Руси. [2]
Конспекты, лекции для 6, 10 класса

Статистика

С 8 января 2011

Каталог

Мини-чат

Закладки

Главная » 2012 » Ноябрь » 18 » Билет 2 (1).Право как средство регулирования общественных отношений, механизм правового регулирования.
22:19
Билет 2 (1).Право как средство регулирования общественных отношений, механизм правового регулирования.
тема: Право как средство регулирования общественных отношений, механизм правового регулирования.
1. Социальный характер правового регулирования

Понятие правового регулирования, его предмет и методы

     В отличие от предмета правового регулирования отдельной отрасли права предметом регулирования права в целом являются общественные отношения.  Регулировать общественные отношения - значит вводить их в определенные рамки, способствовать их развитию.

     Непосредственным предметом правового регулирования является поведение участников общественных отношений. Однако правовому регулированию подвергается далеко не всякое поведение человека.  Право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.  Правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь.

     Наиболее распространенными методами правового регулирования являются императивный и диспозитивный.  

     При императивном регулировании один из участников правоотношений находится в подчиненном положении по отношению к другому.  Этот метод применяется при регулировании конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и подобных правоотношений.  

     Диспозитивный метод регулирует правоотношения, основанные на равенстве участников, отсутствии власти и подчинения между ними.  С помощью диспозитивного метода регулируются отношения в частно-правовой сфере.

     Иногда еще выделяются поощрительный (вознаграждение за правомерное поведение), рекомендательный (рекомендация определенного социального полезного поведения) методы.

     В целях достижения согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование).  На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей.  Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.

     К средствам социального регулирования относятся социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др.  Но норма - хотя и основное, далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т. д.

     В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

     Правовое регулирование обычно понимается, как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.).  Но для решения своих профессиональных задач юристу, необходимо, понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.

     Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества.  Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения позволяют перевести правовые нормы из сферы «должного» в сферу «сущего», в повседневную практическую жизнь человека и общества.

     Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

     Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.  Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле.  И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

     Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием.  Так, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок по поводу земли спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли.  Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует целям права - упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, которой является земля.

     Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

     Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием.  Воздействие на общественные отношения, на поведение людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

     На разных исторических этапах развития общества и государства в зависимости от экономических, политических, идеологических и иных факторов имелась определенная сфера правового регулирования.

     В тех условиях, когда сфера регулирования была незначительна и формальна, когда не использовались возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникала угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно было упорядочить с помощью права.  А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к их социальной пассивности.

     В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки.  Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные.  Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.  В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.  В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

     История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

     Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными).  Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек.  Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

     Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом.  В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения.  Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

     В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.  Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

     Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования.  Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования.  От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.  Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному обмену ценностями, например, имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.

     Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, т.е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.

Способы и типы правового регулирования

Способ

Сущность способа

Примеры

Дозволение

Предоставленная субъекту возможность совершать определенные им самим активные действия в своих собственных интересах

Право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом

Позитивное обязывание

Возложение на лицо обязанности совершать активные позитивные действия

Обязанность уплатить налоги

Запрет

Возложение на лицо обязанности не совершать каких-либо действий

Запрет переходить улицу на красный свет

     Способы правового регулирования - пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы.  Разные ученые по-разному рассматривают этот вопрос. Некоторые выделяют следующие способы правового регулирования: а) дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия; б) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; в) позитивное обязывание - возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.).

     В.В. Лазарев называет те же способы правового регулирования, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение.  По его мнению метод - это совокупность юридических способов правового регулирования, а способы - это своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод.

     Следовательно, процесс правового регулирования в каждом конкретном случае различен - в зависимости от выполнения правовых обязанностей - добровольно или под принуждением.

     Ряд ученых рассматривают запрет как разновидность обязанности (обязанность не совершать запрещенные законом действия), выделяя при этом лишь два основных способа регулирования: дозволение и обязанность

     В перечень основных способов правового регулирования иногда включают правомочие (наделение лица возможностью требовать определенного поведения от других лиц).  И правомочие, и дозволение являются мерой возможного поведения.  Основное же отличие правомочия от дозволения состоит в том, что лицо не может реализовать предоставленное ему право лишь собственными действиями, и должно прибегнуть к помощи другого лица.  

     Дополнительными способами правового регулирования являются стимулы (закрепление нормами права материальных и духовных благ, которые может получить лицо, действующее правомерно) и санкции (меры наказания за неисполнение позитивных обязываний и запретов, установленных правовыми предписаниями).  В процессе правового регулирования государство использует способы правового регулирования в самых различных сочетаниях, которые зависят от предмета регулирования.

     В праве выделяют общедозволительный и запретительный типы регулирования.  Общедозволительный тип - «разрешенным считается все, что прямо не запрещено законом» - применяется при регулировании правового статуса личности, реализации ею своих прав и свобод. Запретительный тип регулирования исходит из формулы – «запрещено все, что не разрешено законом» - так регулируется правовой статус государственных органов и отношения между ними. Например, должностное лицо обладает только теми полномочиями, которые указаны в законе, и не вправе произвольно расширять свою компетенцию, даже если это прямо не запрещено законом или должностной инструкцией.  Иной тип регулирования неизбежно привел бы к анархии и произволу.

2. Механизм правового регулирования

Понятие механизма правового регулирования

     Изучение механизма правового регулирования занимает ученых длительное время. Значительный интерес для разработки этой проблемы имели труды С.С. Алексеева, в частности его монографии «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве» и «Теория права», где отмечалось, что категория «механизм правового регулирования» определена в теории государства и права для показа момента движения, функционирования правовой формы.  Но со временем категория «механизм правового регулирования» стала употребляться и в другом назначении, как «механизм правотворчества», «юридический механизм управления» и т.д.

     Понятие «механизм правового регулирования» производно от понятия правового регулирования.

     Некоторые авторы определяют правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями, т.е. определяют правовое регулирование через правовое воздействие.

     Однако не всякое правовое воздействие составляет механизм правового регулирования.  Понятие механизма правового регулирования уже понятия механизма правового воздействия, ибо воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей.  В механизм правового воздействия наряду с механизмом правового регулирования включают и правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс.  Отличие правового воздействия от правового регулирования состоит в том, что правовое воздействие является частью социального воздействия.  Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений.  Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

     Особенность правового регулирования заключается в осуществлении государством посредством издания общеобязательных норм поведения.  Здесь проявляется искусство правотворческих органов, их умение учитывать реальные возможности и предвидеть наступающие последствия.

     Другие юристы определяют механизм правового регулирования как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.  На основании чего определяют механизм правового регулирования как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.

     В механизме правового регулирования выделяет структуру правового регулирования, которая характеризуется, прежде всего, методами и способами регулирования.  Каждой отрасли права присущ свой метод или сочетание методов правового регулирования.  В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия:

   1) метод децентрализованного регулирования, построенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частноправового характера;

   2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками общественных отношений и используемый в публично - правовых отраслях.

     Существенное значение для понимания правового регулирования имеет его предмет или сфера правового регулирования.

     Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе, могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.  В сферу правового регулирования входят различные группы общественных отношений:

   1) отношения людей по обмену ценностями;

   2) отношения по властному управлению обществом;

   3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах.

     Сфера правового регулирования не является неизменной и постоянной, она может расширяться за счет появления новых отношений (отношения в сфере экологии) или сужаться за счет отказа от использования права в тех или иных областях общественных отношений.  От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а отсюда и особенности структуры права.  Ими могут быть имущественные, земельные, управленческие, организационные и другие отношения.  Правильное определение понятия и состава механизма правового регулирования позволяет:

   - объединить явления правовой действительности (правовые нормы, правоотношения, юридические акты и др.), участвующие в правовом воздействии, в системно-воздействующем виде для определения эффективности правового регулирования;

   - определить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие и др.

     Чтобы получить правильное и более полное представления о механизме правового регулирования следует подробно рассмотреть его компоненты в их взаимодействии, как сложную систему правовых средств, субъектов, осуществляющих правовое регулирование или правовую деятельность, и юридически значимых результатов их деятельности.  При этом единый механизм правового регулирования, исходя из стадий правового регулирования можно разделить на три элемента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения. Каждая часть действует на своей стадии правового регулирования правотворчестве, правореализации и применении юридической ответственности - и характеризуется только ему присущими особенностями и правовыми средствами.

Структура механизма правового регулирования 

     Первоначально идею механизма воздействия права на общественные отношения выдвинул Н.Г. Александров.

     По мнению Н.Г. Александрова, звеньями механизма правового регулирования являются:

   a) установление правового статуса лица;

   b) придание известным видам жизненных фактов значения юридических фактов;

   c) установление моделей правоотношений;

   d) установление мер правовой охраны и юридической ответственности.

     В соответствии со стадиями правового регулирования выделяются три основных элемента (звена) в механизме правового регулирования:

   ♦ юридические нормы;

   ♦ правовые отношения;

   ♦ акты реализации прав и обязанностей.  Факультативным элементом являются акты применения права.

     Такое представление о структуре механизма правового регулирования широко распространено, но не является единственным, существуют иные точки зрения.  Так, А.В. Малько выделяет следующие основные элементы правового регулирования:

   ≈ норма права;

   ≈ юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно - исполнительный правоприменительный акт;

   ≈ правоотношение;

   ≈ акты реализации прав и обязанностей;

   ≈ охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

Стадии (этапы) правового регулирования 

     Правовое регулирование представляет собой процесс государственного воздействия на поведение субъектов в общественных отношениях. Этот процесс имеет несколько стадий.

На первой стадии формируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочивания. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а так же возможные правовые средства их преодоления.

     На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют прейти от общих правил к более детальным.  Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

     Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим.  Отсутствие подобного решающего юридического факта выступает в роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и с формальной (правовой).  С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов.  В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического факта.

     Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права.  Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава.  Так, для осуществления права на поступление в ВУЗ акт применения (приказ ректора о зачисления в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, т.е. когда уже имеются три других юридических факта.  Акт применения (приказ) соединяет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение субъективных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

     Только правоприменительный орган может обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом её действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи.  Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

     Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных.  Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществлять известные активные действия в интересах именно управомоченного.

     В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов.  Оно конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами.

    Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться.  Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь - осуществляются в поведении конкретных субъектов.  Эти акты могут выражаться в трех формах:

   1. соблюдении;

   2. исполнении;

   3. использовании.

     При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права.  Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению.

     При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставит им препятствий в какой либо форме (не выполнение, частичное не выполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п.)

     При использовании субъект получает благо, ценность удовлетворяет личные интересы.  При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а так же общественных интересов в охране и защите.

    Пятая стадия - является факультативной.  Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность.  Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности, правонарушения либо прямого правонарушения.

     Механизм правового регулирования это единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношение.

Категория: ЭКЗАМЕН ПО ПРАВУ | Просмотров: 10508 | Добавил: КоршуноваСС | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
поиск

статистика
Оцените мой сайт
Всего ответов: 664

календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Гороскоп

Copyright MyCorp © 2016