Лекция №3. Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры. - 6 Октября 2013 - Конспекты, лекции по предметам (см. "Категории") - Для гуманитариев
Для гуманитариев Четверг, 08 Декабрь 2016, 12:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [17]
ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [27]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ПРАВУ [36]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ по ИСТОРИИ [19]
Экзамен по истории России. [13]
Экономика и правовые основы производственной деятельности [6]
Конспекты, лекции для групп № 15
ЭКЗАМЕН ПО ПРАВУ [28]
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [3]
Для студентов 2 курса
Лекции по философии [6]
История Древнего мира 5 класс [2]
Конспекты уроков для 5 класс
История Средних веков. 6 класс [2]
Конспекты, лекции для 6 класса
История Древней Руси. [2]
Конспекты, лекции для 6, 10 класса

Статистика

С 8 января 2011

Каталог

Мини-чат

Закладки

Главная » 2013 » Октябрь » 6 » Лекция №3. Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры.
20:35
Лекция №3. Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры.

Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры. 

1.Первоисточники. (1 тыс. до н.э.).

Книга песен (Ши цзин) – сборник древнейшей народной поэзии.

Книга истории (Шу цзин) – сборник официальных документов, описывает некоторые исторические события.

Книга порядка – описывает нормы социальной и политической жизни.

Книга перемен (И цзин) – является важнейшей. В ней содержаться первые представления  о мире и человека в китайской философии.

2.Религиозно-мифологические представления.

В мировоззрении народов древности (Ближнего Востока и Греции) издревле существовал дуализм, который мыслился как борьба между силами созидания и стихией хаоса. У китайцев же он принял весьма своеобразные черты: они рассматривали исконные космические начала скорее как начала взаимодополняющие, чем противоборствующие. Принципы Ян и Инь создавали, по их представлениям, стабильность и равновесие, на которых покоился неизменный строй мироздания.

Законы предков и древних легендарных царей считались высшим источником государственной мудрости. Сяо (почтение к родителям) было цементом, связующим общество, которое мыслилось как некая огромная семья. На вана – правителя или царя – смотрели как на общего отца народа-семьи.

Неудивительно поэтому, что китайский общественный идеал принял форму своеобразного культа Порядка, унаследованного от древности.

Культ порядка отразился на стремлении китайцев "устроить свои дела на земле”.

Древнейшие письменные памятники Китая – гадальные надписи – свидетельствуют о том, что людей, вопрошавших богов, интересовали только земные житейские проблемы: начать ли войну, куда двинуться походом, построить ли крепость и т.д.

Не случайно и то, что в Китае довольно рано начала развиваться техника. Бумага и искусство выплавки чугуна, магнитный компас и ветряное колесо были изобретены там за много столетий до того, как всё это появилось на Западе.

Самым значительными представителями философии Древнего Китая являются Конфуций (учитель Кун) и Лао-цзы.

3.Даосизм.

"Дао дэ цзин” – "О пути и добродетели”. Изумительная по красоте поэма.

Лао-цзы – основатель даосизма. Старое дитя или старый мудрец. Временем его рождения многие считали 604г. до новой эры.

Исходной идеей даосизма является учение о Дао.

Дао – путь.

Дао – это невидимый внутренний вездесущий закон, который является законом для общества, природы и человека.

Дао – принцип равновесия.

Это Инь и Ян. Инь – женское начало, Ян – мужское. Инь пассивное начало, а Ян активное. (Нарисовать рисунок)

Есть универсальный нравственный закон  Дао, благодаря которому вся эгоистическая деятельность людей является бесплодной суетой.

Люди торопятся, копошатся, вожделеют, а Дао пребывает в божественной безмятежности.

Человек должен быть мудрым и отметать соблазн земных забот. Таким был Лао-цзы. Он оставил царский дворец, бросил почетную службу, променяв их на жребий вольного скитальца.

Мудрый человек предпочитает недеяние (увэй). Недеяние всегда приносит спокойствие.

Дао оставалось туманным и неясным.

Человек связан с трансцендентным (Дао). Трансцендентный – запредельный, вне человеческого сознания. Жизнь человека связывается с запредельным миром. Трансцендентность является характерной чертой рассматриваемого философского учения (антропологизма).

4. Конфуцианство.

Конфуций (6-й век до нов. эры). Родился около 551 года до новой эры.

"Беседы и суждения” (Лунь юй) – записи изречений Конфуция и его учеников.

Конфуция интересовали земные задачи прежде всего.

В юности занимался работой простолюдина. Получил должность мелкого чиновника – надзиратель за продовольственными поставками. Конфуций воочию убедился, что слухи о злоупотреблениях, произволе и расточительности, которые царят в княжестве не преувеличены.

Феодальная рознь, мятежи, нищета и несправедливость царили повсюду.

По мнению Конфуция люди страдают потому, что в стране царит хаос, а для того, чтобы избавиться от него, следует возвратиться к дедовским обычаям и порядкам. Нужно возвратиться к отечественной старине. Нужно возвратиться к традициям и законам предков.

Необходимо неустанно трудится ради приближения счастливого времени "Тайпин”. Два условия.

1. Необходимо было неукоснительно совершать все установленные церемонии, т.е. правила общественного этикета и культа порядка – Ли.

2. Второе правило – Жэнь. Жэнь – это гуманность, человечность, любовь к людям.

Жэнь – искусство самоусовершенствования, которое заключается в том, что "быть в состоянии смотреть на других как на самого себя”.

Сущность гуманности проста. Она сводится к тому, чтобы не делать другим того чего не желаешь себе.

Гуманность и этикет, Жэнь и Ли – универсальные законы жизни человека (для Конфуция).

Целью Конфуция является достижение уровня "идеального человека”, "благородного мужа”.

Этические принципы оставались без опоры. Конфуций надеялся на эффективность нравственной проповеди.

Попытка построения автономной морали. Построение морали без опоры на нравственные принципы – Добро, Откровение, Бог. Конфуций пытался доказать, что человек добр по природе.

Он искал основание морали только в человеке.

Современный Китай находится под воздействие этих идей.

5. Философские школы.

Главными противниками конфуцианства являлись моисты и легисты (школа законников).

Моисты ополчились против конфуцианского культа старины (акцент делали на общественной пользе), а легисты требовали социальных реформ и возлагали надежды на суровый уголовный кодекс.

В 213 году до н.э. началась первая культурная революция в Китае. Были сожжены все конфуцианские книги и литература. Сотни конфуцианских ученых были умерщвлены или сосланы на строительство Великой китайской стены.

В 206 году новая династия возродила учение Конфуция. Конфуций был провозглашен величайшим мудрецом нации.

Категория: Лекции по философии | Просмотров: 1141 | Добавил: КоршуноваСС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
поиск

статистика
Оцените мой сайт
Всего ответов: 664

календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Гороскоп

Copyright MyCorp © 2016