НЕМНОГО ЮМОРА Начнем с того, что любой преподаватель - в первую очередь
человек и, безусловно, не застрахован от того, что именуется симпатия и
антипатия. Хорошо, если Ваш преподаватель оценивает знания справедливо, независимо от своих пристрастий. Но как показывает практика, большинство имеет
тенденцию делить студентов на: любимчиков, нелюбимых, остальных.
Любимчики сдают экзамены с оценкой "на что знаю" + 1 балл, категория
"остальных" сдает "на что знаю" + 1 балл, если повезло. Хуже приходится вторым.
Нелюбимые студенты, даже если у них "семь пядей", выше 4 не получают и часто не
с первого раза. Здесь сказывается предвзятость преподавателя, и накладываются
другие факторы. Как вести себя в подобной ситуации студенту, когда очевидно, что
он в "опале"? Во-первых, необходимо выяснить причины такого к себе отношения.
Эти причины могут быть объективными и нет. Если Вы не посещали лекции, семинары,
откровенно игнорировали замечания в течение семестра и т. д. - пеняйте на себя.
Либо преподавателю не понравилось Ваше рассуждение о его предмете, либо Ваш
экстравагантный вид и независимое поведение – это не объективно. В моей практике
был случай, когда, придя на экзамен по высшей математике, студентка до начала
экзамена в присутствии преподавателя имела неосторожность сказать: "Ну и каша у
меня в голове!". После этой фразы ей больше 3 преподаватель не поставил, не
смотря на вполне достойный ответ. И в последствии пришлось 1,5 года ломать
сложившийся стереотип. Во-вторых, выбрать способ разрешения сложившийся
ситуации. Если вы несете ответственность за "прохладное" к Вам отношение, Вам и
придется ее исправлять одному. Если причины "опалы" весьма субъективны, то
доказывать свою компетентность придется с двойным упорством. Сразу никогда не
сдавайтесь, идите до конца! У Вас всегда есть шанс, что апелляционная комиссия
будет более объективной. А теперь о том, как же вызвать такую симпатию, которая
поможет без труда сдать зачет или экзамен. Преподаватель (в сущности любой) как
в одной известной рекламе на вопрос о том, какие студенты ему нравятся, ответит:
"Умные". И это, безусловно, соответствует истине. Умный студент выделяется на
общем фоне, с ним интересно работать, ему невольно делаются поблажки. Поэтому -
стремитесь показаться умнее общего фона. И дело даже не в проверенных годами и
поколениями усаживанием за первую парту и заглядыванием в рот преподавателю.
Главное - задавайте вопросы, но непременно умные. Не стоит интересоваться тем,
что понятно любому детсадовскому малышу. Прочитайте дополнительную литературу,
попытайтесь втянуть преподавателя в дискуссию. Например, в свою студенческую
бытность, понимая, что приличной оценки на экзамене по философии не видать мне
как собственных ушей (по причине полного не понимания), я стала искать выход. И
нашла его в том, что стала активно интересоваться подробностями и деталями
учений, мыслей и т. п. Вопросы, разъяснения, приносимые мной книги... И как
результат, на экзамене для меня волшебной музыкой и шоком для всей остальной
группы прозвучала фраза нашего "философа" :"Если я Вам поставлю "хорошо", этого
будет достаточно?" И это, что уж там греха таить, при весьма посредственном
ответе. В целом, безусловно, свою положительную роль играют улыбки, приветствия
и ярко выраженный интерес к предмету. Но есть и другая сторона медали, о которой
говорить не приятно, но, увы, необходимо, так как это реалии нашего времени.
Бывает, что преподаватель специально занижает оценку, с целью получения взятки.
С этим трудно смериться, но бороться еще труднее. Некоторые предпочитают
заплатить (подарить). Если у Вас позволяют средства, и Вы не видите в этом
криминала, то можете "дарить", но лучше без свидетелей. Другие же не располагают
средствами и (или) имеют свою четкую позицию по этому поводу, им приходится идти
"ва-банк".
|