ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
Билет № 1
1. Древняя Русь в IX –
начале XII в.: возникновение государства, киевские князья и их деятельность.
2. Внешняя политика СССР в
середине 1950-х – середине 1960-х гг.: доктрины и практика.
3. Дайте характеристику
личности и деятельности одного из российских императоров ХIХ в. (по выбору).
Билет № 2
1. Политическая
раздробленность Руси в XII–XIII вв.: причины, главные княжества и земли,
отличия в государственном устройстве.
2. Революция 1905–1907
гг.: причины, этапы, основные события, значение.
3. Назовите наиболее
выдающихся деятелей науки в России начала ХХ в. и их научные достижения,
открытия и изобретения.
Билет № 3
1. Древнерусская культура
X – начала XIII в.
2. Формирование новой
российской государственности в 90е гг. ХХ в.: этапы и особенности политического
процесса.
3. Перечислите события
Северной войны в их хронологической последовательности. Какое важное для
государственного статуса России решение принял Сенат по ее окончании?
Билет № 4
1. XIII в. в истории Руси:
борьба с внешней опасностью, нашествия и вторжения с Востока и Запада.
2. Новая экономическая
политика: причины проведения, мероприятия, итоги.
3. Дайте характеристику
одному из представителей общественного движения в России ХIХ в. (по выбору).
Билет № 5
1. Объединение русских
земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства в XIV–XV вв.
2. Реформы П.А. Столыпина.
Направления, итоги и значение аграрной реформы.
3. Назовите наиболее
выдающихся деятелей науки и культуры России первой половины XIX в. и их самые
известные достижения.
Билет № 6
1. Московское государство
в эпоху Ивана Грозного: основные направления и результаты внутренней политики.
Опричнина.
2. Образование СССР: предпосылки,
причины, принципы создания Союза.
3. Назовите наиболее
выдающихся деятелей науки и культуры России второй половины XIX в. и их самые
известные достижения.
Билет № 7
1. Основные направления
внешней политики и расширение территории Российского государства в XV–XVI вв.
2. Особенности развития
художественной культуры России в начале ХХ в. и ее вклад в мировую культуру.
3. Назовите понятия,
относящиеся к периоду перестройки (1985–1991 гг.). Раскройте их содержание.
Билет № 8
1. Культура и духовная
жизнь Руси в XIV–XVI вв.
2. Участие России в Первой
мировой войне: причины, роль Восточного фронта, последствия.
3. Дайте общие определения
для следующих понятий и назовите время, к которому они относятся:
А) Сенат, коллегии,
магистраты.
Б) Боярская дума, Земский
собор.
Билет № 9
1. Россия в конце XVI –
начале XVII в. Смутное время и его последствия.
2. Основные направления
внешней политики СССР в 1920 – 1930-е гг.
3. Назовите общее
определение для следующих понятий:
А) Товарищество передвижных
художественных выставок, Могучая кучка, «Мир искусства».
Б) Западники, славянофилы,
народники, марксисты.
Билет № 10
1. Россия в XVII в.: новое
в социально-экономическом и политическом развитии.
2. Великая Отечественная
война: начало, основные события 1941–1942 гг., их значение.
3. Дайте характеристику
одному из руководителей восстания декабристов (по выбору).
Билет № 11
1. Народные движения XVII
в. Церковный раскол.
2. Коллективизация в СССР:
причины, методы проведения, итоги и последствия.
3. Дайте сравнительную
характеристику личностей и деятельности двух московских князей – Ивана Калиты и
Дмитрия Донского.
Билет № 12
1. Преобразования в России
в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия.
2. Революционный процесс в
России 1917 г.:
февраль–октябрь.
3. Назовите общее
определение для следующих понятий:
А) Дворяне, духовенство,
крестьяне.
Б) Поместье, вотчина.
Билет № 13
1. Дворцовые перевороты в
России в XVIII в.
2. Социально-экономические
реформы и социально-экономические процессы в России в 90-е гг. ХХ – начала ХХI
в.: основные направления, результаты и проблемы.
3. Дайте краткую
характеристику одному из российских реформаторов ХIХ – начала ХХ в. (по
выбору).
Билет № 14
1. Россия в эпоху
Екатерины II: просвещенный абсолютизм.
2. Гражданская война в
России: причины, этапы, участники, итоги.
3. Дайте характеристику
одному из московских князей XIV – начала XVI в. (по выбору).
Билет № 15
1. Внешняя политика
Российской империи в XVIII в.: задачи, основные направления, итоги.
2. Политика
индустриализации в СССР: методы, результаты, цена проведения.
3. Составьте план-перечисление
реформ 1860 – 1870-х гг. Дайте характеристику одной из реформ (по выбору).
Билет № 16
1. Культура и общественная
мысль России в XVIII в.
2. Коренной перелом в ходе
Великой Отечественной войны: основные сражения, роль тыла, значение.
3. Составьте план-перечисление
важнейших событий истории Древней Руси IХ – начала ХIII в. С кем из князей
связано развитие древнерусского законодательства?
Билет № 17
1. Основные направления и
итоги внутренней политики Александра I.
2. СССР в первые
послевоенные годы (1945–1953 гг.).
3. Дайте характеристику
одному из киевских князей IX – XII вв. (по выбору).
Билет № 18
1. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход.
2. Период «оттепели» в
СССР: проблемы общественнополитического и социально-экономического развития.
3. Составьте план рассказа
о Куликовской битве.
Билет № 19
1. Декабристы: идейные
предпосылки «декабризма«, система взглядов, тактика действий.
2. Завершающие этапы
Великой Отечественной войны и Второй мировой войны: основные сражения,
поражение и капитуляция гитлеровской Германии и Японии, причины и значение
победы стран антигитлеровской коалиции.
3. Назовите, используя
карту, народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, которые проживали на
территориях, присоединенных к России в ХVI в.
Билет № 20
1. Основные направления и
итоги внутренней и внешней политики Николая I.
2. СССР в середине 1960-х
– середине 1980-х гг.: характерные черты общественно-политического и
экономического развития.
3. Назовите основные вехи
процесса закрепощения крестьян в России.
Билет № 21
1. Общественные движения в
России в 1830 – 1850-е гг.
2. Россия в системе
современных международных отношений: место, роль, основные направления внешней
политики.
3. Расположите в
хронологической последовательности следующие военные события ХVIII в.: штурм
Измаила, битва под Полтавой, битва под Нарвой, сражение при Лесной, сражение на
реке Рымник.
Билет № 22
1. Реформы 1860 – 1870-х
гг.: содержание, итоги, последствия.
2. Духовная и культурная
жизнь в СССР в 1950 – 1980-е гг.: тенденции развития; основные явления и
события, деятели культуры.
3. Назовите и расположите
в хронологической последовательности первых царей из династии Романовых (до
Петра I). C кем из них связаны такие события, как церковный раскол, восстание
под руководством Степана Разина, принятие Соборного уложения?
Билет № 23
1. Социально-экономическое
развитие России в пореформенные годы.
2. Внешняя политика СССР в
середине 1960-х – середине 1980-х гг.: доктрины и практика.
3. Назовите и покажите на
карте наиболее значительные города Древней Руси. Какие из них стали главными
политическими центрами в период удельной Руси?
Билет № 24
1. Внешняя политика России
во второй половине XIX в.: основные направления и события.
2. Распад СССР: причины,
ход и последствия. Начало становления новой российской государственности.
3. Назовите
восточнославянские племена, покажите на карте занимаемые ими территории.
Билет № 25
1. Художественная культура
и духовная жизнь России во второй половине XIX в.
2. Перестройка в СССР:
попытки реформирования экономики и общественно-политической системы, итоги.
3. Из перечисленных
территорий назовите те, которые вошли в состав России в ХVII в.: Левобережная
Украина, Казанское ханство, Камчатка, Смоленские и Черниговские земли, Азов. Общая
экзаменационная оценка складывается из трех оценок за выполнение каждого из
заданий билета и является их средним арифметическим. При оценивании ответов на
вопросы билета следует руководствоваться следующими рекомендациями, которые
хотя и не описывают все возможные случаи, но дают общие ориентиры.
Рекомендации по
оцениванию ответов на первый и второй вопросы
Отметка «5» выставляется в том случае, когда в
ответе студента полно и верно раскрыто основное содержание вопроса, соблюдена
логическая (или хронологическая) последовательность элементов ответа; общие
положения конкретизируются фактами, обосновываются аргументами.
Отметка «4» выставляется в том случае, когда в
ответе студента содержится верное освещение темы вопроса, но отсутствует
полнота его раскрытия; соблюдена логика изложения, но отдельные положения
ответа не подтверждены фактами, не обоснованы аргументами.
Отметка «3» выставляется в том случае, когда в
ответе студента приведены отдельные несистематизированные положения,
отсутствует конкретизация их фактами или частично приведены отдельные верные
факты.
Рекомендации по
оцениванию ответа на третий вопрос
Отметка «5» выставляется в том случае, когда студент показывает освоение требуемых вопросом умений (например,
классифицировать, систематизировать историческую информацию; раскрывать
определение понятий; давать характеристику исторической личности; представлять
краткий план; работать с исторической картой и др.).
Отметка «4» выставляется в том случае, когда студент показал владение требуемым умением, но не проявил достаточно
уверенного и полного владения этим умением, допустил отдельные незначительные
ошибки исторического содержания по заданному вопросу.
Отметка «3» выставляется в том случае, когда студент проявил слабое освоение требуемого умения, однако выявил верное
понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного
использования необходимого умения.
|