Тема: Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.
План:
1. Значения понятия «культура».
2. Социальные функции культуры.
3. Формы и разновидности культуры.
4. Духовная жизнь общества. Духовное производство и духовное потребление.
5. Многообразие культур. Субкультура и контркультура.
1. Значения понятия «культура».
1.1. Слово культура происходит
от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать»,
«возделывать почву». Позднее появилось и
другое значение – совершенствовать, почитать. Цицерон стал автором метафоры
cultura animi, т.е. «культура (совершенствование) души», «духовная
культура».
В современном языке понятие культура употребляется в
1) широком (совокупность видов и результатов
преобразовательной деятельности человека и общества, передаваемых из поколения
в поколение при помощи языковых и неязыковых знаковых систем, а также путём
обучения и подражания) и 2) узком(сфера жизни общества, где
сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления
чувств и творческой активности) значениях.
1.2. Из чего
состоит культура? Культурные универсалии.
Культурные универсалии – типовые и повторяющиеся
аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах.
Разработанная Дж. П. Мердоком классификация культурных
универсалий, содержит 88 общих поведенческих категорий.
Список культурных универсалий: 1) спорт, 2)
украшения тела, 3) совместный труд, 4) танцы, 5) образование, 6) похоронные
ритуалы, 7) обычай дарить подарки, 8) гостеприимство, 9) запрет кровосмешения,
10) язык, 11) религиозные обряды, 12) изготовление орудий труда и т. д.
Слагаемые человеческой культуры – экологическая,
экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная,
политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.
2. Социальные функции культуры:
1) функция приспособления к окружающей среде (одежда, огонь);
2) функция накопления, хранения и передачи культурных
ценностей;
3) функция целеполагания и регулирования жизни
общества и деятельности человека;
4) функция социализации (даёт возможность человеку
усваивать определённую систему норм, ценностей и знаний);
5) коммуникативная функция (обеспечивает
взаимодействие между людьми и общностями).
3. Формы и разновидности культуры.
1. по связи с религией: религиозная и светская;
2. по региональному признаку: культура Востока и Запада;
3. по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
4. по принадлежности к историческому типу общества: культура
традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
5. по связи с территорией: сельская и городская культура;
6. по сфере общества или виду деятельности: культура
производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая,
художественная и т.п.;
7. по характеру удовлетворяемых потребностей:
материальная и духовная.
Различают материальную (всё, что создаётся в
процессе материального производства: техника, материальные ценности,
производство) и духовную (религия, искусство, мораль, наука,
мировоззрение) культуру. Главным основанием разграничения материальной и
духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные)
общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.
8. по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая),
народная, массовая.
Народная
культура – наиболее устойчивая часть национальной
культуры, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая
народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило,
анонимна.
Народная культура может быть разделена на два вида –
популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы,
обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.
Элитарная культура (от франц.
elite – лучшее, избранное) – явление, противопоставляемое массовой культуре.
Создаётся в расчёте на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию
сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Пруст,
Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф:
Куросава, Бергман, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина).
Под элитарной культурой долгое время понимали культуру
духовной элиты общества (люди с высоким уровнем интеллекта и культурных
запросов). Считалось, что эти культурные ценности недоступны для постижения
большинством населения. С середины XX в. элитарную культуру определяют как
творческую, т.е. ту часть культуры, в которой создаются новые культурные
ценности. Из этих создаваемых культурных ценностей достигают общественного
признания только 1/3. С этой точки зрения элитарная культура – это высшая и главная
часть культуры, которая определяет её развитие.
Признаки элитарной культуры: 1) высокий уровень
(сложность содержания); 2) получение коммерческой выгоды не является
непременной целью; 3) подготовленность аудитории к восприятию; 4) узкий круг
создателей и аудитории; 5) определяет развитие всей культуры.
Массовая культура (поп-культура): 1)
общедоступность; 2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и
эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); 3)
серийность, тиражируемость; 4) пассивность восприятия; 5) коммерческий
характер.
Основой массовой культуры является массовое общество.
Что такое массовое общество?
Массовое общество – общество, характеризующееся: 1)
стандартизацией производства и массовым потреблением; 2) возрастанием
численности и роли среднего класса; 3) бюрократизацией общественной жизни; 4)
распространением средств массовой коммуникации и массовой культуры; 5)
конформизмом; 6) снижением роли первичных групп; 7) атомизацией; 8)
деперсонализацией отношений.
«Экранная культура» складывается на
основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят
на второй план.
4. Духовная жизнь
общества (духовная сфера общества) – это сфера деятельности человека и
общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума,
объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое
созидание новых..
4. 1. Структура духовной жизни общества.
Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность,
религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры,
религиозные организации, соответствующую деятельность людей.
Духовная деятельность = духовно-теоретическая (её
продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы) +
духовно-практическая (сохранение, воспроизведение, распределение,
распространение, потребление созданных духовных ценностей).
Духовно-теоретическая деятельность – это духовное
производство (созидание) духовных ценностей.
4.2. Особенности духовного потребления:
1) взаимосвязь духовных
потребностей и духовных ценностей (духовные потребности в познании, красоте,
общении вызывают к жизни соответствующие виды деятельности);
2) духовные ценности не исчезают в
процессе потребления;
3) духовное потребление
одновременно является и духовным производством.
4.3. Традиции и новаторство.
Развитие культуры – процесс двуединый = 1)
суммирование, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений,
т.е. создания традиций + 2) преодоление этих же традиций путём приращения
культурного богатства, т.е. новаторства.
Традиция (от латинского traditio –
передача) – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от
поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных
группах в течение длительного времени.
В качестве традиции выступают
определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи,
обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех
областях общественной жизни.
Накопление (пути приращения) культурных ценностей:
1) по вертикали (преемственность, передача
от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий);
2) по горизонтали (наследуются не
отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное
произведение).
Культурная аккумуляция (от латинского accumulatio
– собирание в кучу, накопление) – накопление культурного потенциала, наследия.
Культурная аккумуляция имеет место
там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов,
чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода
исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном
истощении.
5. Многообразие культур.
5.1. Субкультура и контркультура.
Субкультура – часть общей культуры, система
ценностей, присущих большой социальной группе.
Контркультура – 1) субкультура, которая не просто
отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в
конфликте, стремится вытеснить её; 2) система ценностей асоциальных групп
(«новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.).
В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура»
- авангард.
5.2. Сравнительный вклад
отдельных культур в мировое культурное богатство (иерархичность
мировой культуры).
Некоторые исследователи отказываются от попыток сравнивать
вес отдельных культур. Другие полагают, что значимость и степень развитости
отдельных культур неодинаковы.
Европоцентризм – различные концепции, пытающиеся
представить Европу в качестве духовного центра планеты и образца для подражания
в решении экономических, экологических, политических, социальных, национальных,
этических, творческих, религиозных, демографических и иных общечеловеческих
проблем.
Америкацентризм – концепция, согласно которой духовным
центром человечества является Америка.
Востокоцентризм (негритюд, панисламизм, панмонголизм)
– мировоззренческая установка (взгляд), согласно которой именно Восток, а не
Европа является центром мировой культуры и цивилизации.
Афроцентризм – концепция, согласно которой духовным
центром человечества является Африка.
Негритюд (франц. negritude – принадлежность к
негритянской, чернокожей расе) – концепция, утверждающая идею об особом
самостоятельном духовном, культурном и политическом развитии африканских
народов.
Леопольд Сенгор:
« ...Пусть мы ответим: "Здесь!” – когда нас позовёт
Возрождение мира.
Пусть мы станем дрожжами, - без них не взойти белому
тесту,
Ибо кто внесёт оживляющий ритм в этот мертвенный мир машин
и орудий?..»
Можите воспользоваться и этим сайтом: http://www.ronl.ru/referaty/kultura