![](http://sskorshunova.ucoz.ru/_bl/0/86328075.jpg) СЕМИНАР по
разделу «Социальная структура общества»
Теоретические вопросы:
1.
Социальная структура общества. (Б 23/1).
2.
Социальная стратификация, ее критерии. Исторические типы стратификации. (Б
12/1).
3.
Этническое многообразие современного мира. Межнациональное сотрудничество и
конфликты. (Б
3/2).
4.
Малая группа. Межличностные отношения в группе. (Б 6/2).
5.
Социальные статусы и роли. Социальные роли в юношеском возрасте. (Б 20/1).
6.
Социальная мобильность, ее виды, социальные «лифты». (Б 13/1).
7.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. (Б 7/2).
8.
Социальный конфликт и пути его разрешения. (Б 17/2).
9.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. (Б 18/2).
Практические задания:
1.
Социологи
выделяют пять главных общественных институтов: материальное производство,
семья, государство, образование, религия. Соотнесите эти институты со
сферами общественной жизни. Определите основные функции каждого из институтов.
Результаты оформите в виде таблицы. (Б 3/3).
Главные институты общества
| Сферы общественной жизни
| Функции институтов
| 1. Производство
|
|
| 2. Семья
|
|
| 3. Государство
|
|
| 4. Образование
|
|
| 5. Религия
|
|
|
2.
Ниже
приводятся черты, характеризующие семью. Определите, какие из них присущи семье
как малой группе, а какие характеризуют ее как социальный институт. (Б 8/3).
Совместное
проживание, эмоциональная связь, заключение брачного контракта, первичная
социализация детей, юридические права супругов, совместное ведение хозяйства,
взаимная моральная поддержка.
3.
Покажите на конкретных примерах, чем престижность профессий отличается от их
социальной востребованности. Укажите факторы, начиная с наиболее для вас
значимых и кончая наименее значимыми. (Б 9/3).
4.
Психологи провели следующий эксперимент. Студентов 112 группы, внутригрупповые
отношения в которой отличались соперничеством, часто переходящим в конфликты,
предложили выполнить задание-проект, основанное на технике составления
картинки-головоломки. Группу разделили на шесть команд, каждая из которых
получила свой фрагмент биографии выдающегося деятеля. При этом каждая команда
должна была составить полное представление о биографии этого человека. После
работы по выполнению задания уровень сплоченности в группе возрос, конфликтов
стало существенно меньше.
Раскройте
суть стратегии по укреплению внутригрупповой сплоченности, использованной в
данном случае. Опираясь на знания из курса и собственный опыт, укажите другие
способы ослабления соперничества и конфликтов в малой группе. (Б 10/3).
5.
Исследователи различают стили лидерства по тому, ориентируется ли лидер на
решение задачи или у него на первом плане сохранение хороших отношений в
группе. Опираясь на знания, полученные при изучении курса и собственный социальный
опыт, покажите сильные и слабые стороны каждой из этих моделей лидерства. В
каких ситуациях эффективна та или иная модель?
(Б
15/3).
|