Тема урока: Молодежь как социальная группа. Особенности
молодежной субкультуры
Подростки во
все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время
сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими
социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка.
Впервые к этой проблематике обратились социологи в 60-е годы 20 века. В России с
конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам стало более
заметным. В последние годы молодежной субкультуре уделяется гораздо больше
внимания.
Наиболее полным определением молодежной субкультуры
является следующее определение, данное В. Вороновым:
Молодежная субкультура- система ценностей, и норм
поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и
характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.
Субкультура молодежи получила заметное развитие в 60-
80 е годы в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не
занятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из
институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и
оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает,
отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой способствует освоению ценностей, норм,
социальных ролей.
Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:
·
От уровня
образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ,
она значительно выше, чем у студентов вузов;
·
От возраста. Пик
активность- 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает;
·
От места
жительства. Движение неформалов более характерны для города, нежели для
деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную
возможность выбора ценностей и форм поведения.
Проблема в том, что ценности и ориентации молодежи
ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными
мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательно-
рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и
творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные
ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую
культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения
школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами
ТВ, музыки и др. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью,
современным массовым искусством, оказывающим деморализующее и дегуманизирующее
воздействие.
Рост
самодеятельных молодежных групп связан с особенностями психического развития
личности в подростковом и юношеском возрасте, когда активное стремление молодых
людей к признанию их роли в обществе проявляется при недостаточно
сформировавшейся социальной позиции, что находит отражение в тяге к
стихийно-групповому общению.
Речь идет о стремлении к самоорганизации, к
утверждению своей самостоятельности, характерном для социального созревания на
подростковом и юношеском этапах. Эта тенденция проявляется в моде на одежду,
музыку, и т.д. Причем нередко эти второстепенные моменты приобретают особую
значимость, подкрепляя, с одной стороны, чувство мнимой самостоятельности
подростка, с другой- желание протеста, порой даже неосознаваемого.
Основные
характеристики молодежной субкультуры
У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма
жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От
удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В
молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении,
преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная
субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения.
Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают
неформальные подростковые группы.
Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна
искусственными заменителями реальных ценностей. Одним из способов бегства от
действительности, а также реализации стремления походить на взрослых является
употребление наркотиков.
Социологи сегодня бьют тревогу: на первом месте
среди авторитетных источников информации у молодых людей - телевизор, на втором
- компьютер. И лишь затем - школа, причем, как среда обитания, а не мест
общения. В конце списка - семья.
Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка
- сленга,
который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер
между ними и взрослыми.
Одним из проявлений молодежной культуры являются неформальные
молодежные объединения, своеобразная форма общения и жизни подростков,
общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями.
Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а
наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков,
удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают
возможность узнать то, о чем не так просто говорить со взрослыми, обеспечивают
психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.
Для многих подростков объединение в неформальные
группы и асоциальный образ жизни являются одной из форм протеста против
привычного уклада жизни, опеки со стороны старших. Подростковая группа
представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов, невозможных
в семье.
Неформальные группы в большинстве своем
немногочисленны, объединяют подростков различного возраста, пола и социальной
принадлежности и функционируют, как правило, вне контроля взрослых. Структура
их зависит от многих факторов, но главным образом, от устойчивости
(стабильности), функциональной направленности и взаимоотношений между членами.
С возрастом подростковая конформность снижается,
авторитарное влияние группы уменьшается, и тогда уже выбор жизненного пути
зависит от личностных качеств юноши и социальной среды за пределами группы.
Отношения
в субкультуре строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе
определенного положения, занимаемого его членами в системе. Следует
подчеркнуть, что потребность в положительной оценке окружающими людьми,
является ведущей потребностью в
подростковом возрасте. Именно поэтому подросток испытывает острую нужду в
положительной оценке своей личности. Этим объясняется острота потребности в
признании достойного положения подростка в группе сверстников.. В этой связи становятся понятными факты
девиантного, а то и противоправного поведения внешне вполне благополучных
подростков из «хороших» семей..
В последние два десятилетия в обществе происходят
необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое
поколение. Нынешнее молодое поколение воспитывается в принципиально иных
условиях, нежели прежнее. Социальное расслоение общества, отсутствие четких
нравственных ориентиров, возрастающая роль религии – все это реальность, к которой надо приспосабливаться. Делают это подростки весьма мобильно -
например, включаются в рыночные отношения. Динамичность изменения сознания –
особенность этой социальной группы.
По статистике МВД, примерно 25% молодежи от 12 до 30
лет страдают наркозависимостью. Помимо этого ползет вверх кривая не только
подросткового, но и детского алкоголизма. По последним данным,
несовершеннолетние и молодежь составляют 70-80% наркоманов, все больше случаев
заболевания отмечается у 7-8 летних детей.
По данным ЮНЕСКО, в Колумбии, Бразилии и России самый высокий уровень
насилия - среди молодежи. (Лири А, Блаженов Д)
Подростки в современной ситуации казались в наиболее
трудном положении, потому что их потребность в приобщении, причастности к
обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, с одной стороны,
стимулируется происходящими сейчас процессами; с другой - жестко сталкивается,
во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества,
которое не подчеркивает, не фиксирует, атрибутивность растущего человека;
во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода подростка на серьезные
дела общества. Данное противоречие приводит к острому конфликту и искусственной
задержке личностного развития подростков, лишая их возможности занять активную
социальную позицию.
К
сожалению, сегодня государство не выработало единого отношения к молодежи,
молодежной политике.
Неформальные
молодежные организации (список неполный):