1. Познание мира. Виды человеческих знаний.
Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знаний:
- Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)
- Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
- Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
- Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. - Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)
- Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
- Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
- Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Формы знаний:
1 Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
2 Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
3 Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
4 Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
5 Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
6 Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности
Познание - это процесс получения знаний. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
Существуют две ступени познавательной деятельности.
На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitw — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Формы чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;
в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум). На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим мирсм, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Формы рационального познания являются:
а) Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
б) Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
в) Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.
Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.
В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).
2. Преступление, его виды.
Уголовные правоотношения – это урегулированные нормами уголовного права отношения между преступником и государством по поводу преступления.
Отраслью российского права, регулирующей отношения, которые возникают в связи с совершением преступления, является уголовное право.
Уголовное право – совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, цели и систему наказаний, общие начала и условия их назначения, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Ни одна другая отрасль права не регулирует уголовно-правовые отношения.
Источники уголовного права.
Единственный источник российского уголовного права – Уголовный кодекс РФ (УК). Общие принципы и основания уголовного законодательства установлены Конституцией РФ.
Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК.
Правила уголовного производства собраны в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК РФ).
Что такое преступление?
Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.
Классификация преступлений.
По объекту совершения преступления:
1) преступления против личности;
2) преступления в сфере экономики;
3) преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
4) преступления против государственной власти;
5) преступления против военной службы;
6) преступления против мира и безопасности человечества.
По характеру и степени общественной опасности:
1) преступления небольшой тяжести (до 2 лет лишения свободы);
2) преступления средней тяжести: неосторожные деяния (более 2 лет лишения свободы), умышленные деяния (до 5 лет лишения свободы);
3) тяжкие преступления (до 10 лет лишения свободы);
4) особо тяжкие преступления (свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание).
Вина – психическое отношение лица к совершенному им преступлению, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Предпосылкой вины является вменяемость лица и достижение им установленного законом возраста ответственности уголовной.
В зависимости от формы вины преступления подразделяются на умышленные и совершенные по неосторожности.
Формы вины:
1) умышленная с прямым умыслом;
2) умышленная с косвенным умыслом;
3) неосторожная по легкомыслию;
4) неосторожная по небрежности.
3. Уголовная ответственность.
Что такое уголовная ответственность?
Уголовная ответственность – разновидность юридической ответственности как обязанности лица отвечать (претерпевать лишения, предусмотренные законом) за совершенное преступление.
Это наиболее строгий вид правовой ответственности.
Признаки уголовной ответственности:
1) наличие перечня преступлений, за совершение которых возможна уголовная ответственность;
2) причисление деяния к преступлениям только на основе закона;
3) рассмотрение уголовного дела только судом;
4) особый процессуальный порядок;
5) возможность применения мер пресечения (подписка о невыезде, арест, заключение под стражу)
6) может быть подвергнуто только физическое лицо (носит личный характер);
7) разнообразие и особая строгость уголовного наказания, крайне неблагоприятные последствия для осуждённого (лишение свободы, пожизненное заключение, смертная казнь);
8) наличие особого состояния после отбытия наказания, ограничивающего правовой статус человека, - судимости.
Основания применения уголовной ответственности:
1) Совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего все признаки состава преступления (фактическое основание);
2) наличие уголовно-правовых норм, определяющих содержание совершенного деяния и устанавливающих за него наказание (юридическое основание).
Уголовная ответственность возникает с момента совершения преступления, реализуется – с момента привлечения лица к ответственности, прекращается – с актом амнистии, помилования, со снятием или погашением судимости.
Виды уголовных наказаний.
Уголовное наказание – мера государственного принуждения. Назначаемая по приговору суда и предусмотренная УК РФ.
1) Штраф – денежное взыскание.
2) Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
3) Обязательные работы – выполнение осуждённым в свободное от работы время бесплатных общественно полезных работ.
4) Исправительные работы – отбываются по месту работы осуждённого.
5) Конфискация имущества – принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осуждённого.
6) Ограничение свободы – содержание осуждённого в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.
7) Арест – содержание осуждённого в условиях строгой изоляции от общества.
8) Лишение свободы на определённый срок.
9) Пожизненное лишение свободы.
10) Смертная казнь. В РФ на смертную казнь наложен мораторий.
4. Уголовный процесс.
Что такое уголовный процесс?
Уголовный процесс (уголовное производство) – деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел.
Участники (субъекты) уголовного процесса:
1) Участники со стороны обвинения.
Суд бывает или единоличным, или (при тяжких и особо тяжких преступлениях) в составе трёх судей либо с участием присяжных заседателей.
Орган дознания, дознаватель проводят дознание (неотложные следственные действия) и следствие по несложным делам.
Следователь проводит предварительное, т.е. досудебное следствие.
Прокурор надзирает за следствием и дознанием и поддерживает обвинение на суде.
Со стороны обвинения выступает потерпевший, т.е. лицо, которому преступлением причинён вред.
2) Участники со стороны защиты.
Подозреваемый, т.е. лицо, подозреваемое в преступлении.
Права подозреваемого: заявление ходатайства, отказ от дачи показаний, обращение к защитнику.
Обвиняемый – лицо, которому предъявлено обвинение.
Права обвиняемого: встреча наедине с защитником в случае ареста, ознакомление с делом после завершения следствия, получение обвинительного акта.
Обвиняемый после передачи дела в суд называется подсудимым и имеет равные права с обвинителем.
Защитник – лицо, осуществляющее защиту прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.
3) Лица, способствующие проведению процесса: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые.
Принципы уголовного процесса:
1) принцип законности (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 УПК);
2) принцип осуществления правосудия только судом (ст. 47, 118 Конституции РФ, ст.8 УПК);
3) принцип уважения чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ, ст.9 УПК);
4) неприкосновенность личности (ст.22 Конституции РФ, ст.10 УПК);
5) охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 2, 45, 46, 51, 52, 53 Конституции РФ, ст.11 УПК);
6) неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 12 УПК);
7) тайна переписки, телефонных и иных переговоров, постовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ, ст.13 УПК);
8) презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК);
9) состязательность сторон (ст. 23 Конституции РФ, ст. 15 УПК);
Состязательность и равноправие сторон:
1. функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга; они не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо;
2. исследование доказательств осуществляется сторонами обвинения (государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец и их представители) и защиты (защитник, гражданский ответчик и его представитель);
3. стороны обвинения и защиты равноправны перед судом на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в прениях сторон, представление суду письменных формулировок по вопросам, указанным в п. 1—6 ч. 1 ст. 299 УПК РФ, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства;
4. суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты;
5. суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, а также разрешает уголовное дело.
10) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ, ст. 16 УПК);
11) свобода оценки доказательств (ст. 120 Конституции РФ, ст. 17 УПК);
12) язык уголовного судопроизводства (ст. 26 Конституции РФ, ст. 18 УПК);
13) право на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 45, 46 Конституции РФ, ст. 19 УПК).
Доказательства в уголовном процессе:
1) показания обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта;
2) вещи;
3) протоколы следственных и судебных действий;
4) аудио- и видеозаписи.
Одного признания обвиняемого недостаточно. Оно оценивается только в совокупности с другими доказательствами и обстоятельствами дела.
Стадии уголовного процесса.
Досудебное производство.
1) Возбуждение уголовного дела: повод (заявление о преступлении, явка с повинной); основание (наличие достаточных данных указывающих на преступление); оформление (постановление о возбуждении уголовного дела).
2) Предварительное расследование (дознание, следствие):
* следственные действия производятся по постановлению следователя (допрос, очная ставка, опознание, выемка документов) или на основании судебного решения (заключение под стражу, домашний арест, обыск, установление контроля и запись телефонных и иных переговоров);
* привлечение лица в качестве обвиняемого (постановление о привлечении в качестве обвиняемого, предъявление предсудебного обвинения, ознакомление обвиняемого с делом);
* обвинительное заключение (составляется следователем и направляется в прокуратуру);
* проверка следственных материалов прокурором.
Судебное производство.
1) Подготовка к судебному заседанию (предварительное слушание).
Судья должен решить, назначить ли предварительное слушание, возвратить, приостановить или прекратить дело либо рассматривать его с участием присяжных или назначить судебное заседание.
2) Судебное разбирательство:
* подготовительная стадия (судья проверяет явку, разрешает ходатайства);
* судебное следствие (изложение прокурором обвинительного заключения, допрос подсудимого, допрос свидетелей);
* прения сторон, реплики сторон;
* последнее слово подсудимого;
* провозглашение приговора.
3) Производство в суде второй инстанции происходит в порядке апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу.
4) Исполнение приговора.
|