Особенности смешанной республики в современной России.
ТЕОРИЯ
1. Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
– как создаются высшие органы государства и каково их строение;
– какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и иными государственными органами;
– как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
– в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободу гражданина.
По характерным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные). Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
Основными признаками классической монархии являются:
1. существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах и т.д.);
2. наследственный порядок преемственности верховной власти;
3. представительство государства монархом по своему усмотрению;
4. юридическая безответственность монарха.
История развития человечества знает ряд разновидностей монархической формы государственного правления: абсолютную и конституционную монархию. Абсолютная монархия – эта такая форма правления, при которой государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (королю, императору, царю и т.д.). Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. В современных государствах условно странами с абсолютной монархией считают: Оман, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт. Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно такое ограничение определяется конституцией, которую утверждает парламент. Монарх в таких государствах не в праве изменить конституцию. Как форма правления конституционная монархия возникла в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени. К монархическим государствам, например, относятся Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др. Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической. Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:
1. Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинство мест на выборах в парламент.
2. Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мандатов в парламенте становится главой правительства. 3. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует. Она является символической.
4. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом.
5. Правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Дуалистическая монархия. При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, которое формирует монарх, и парламентом, который избирает народ. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Классической формой дуалистической монархии была кайзеровская Германия с 1871 по 1918 год. В настоящее время дуалистическая монархия практически изживает себя и в классическом виде не встречается. Однако, в наше время дуалистическими монархиями принято условно считать Иорданию, Марокко, Непал.
Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве, и по мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
1. Существование единоличного или коллегиального главы государства.
2. Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти.
3. Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа.
4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом.
5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов.
6. Преимущественная защита интересов граждан государства и взаимная ответственность личности и государства.
История знает несколько основных разновидностей республиканского правления. Парламентская республика – это разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Как правило, глава государства в парламентских республиках избирается либо парламентом, либо специально образуемой парламентской коллегией. Так в ФРГ президент избирается Федеральным собранием , состоящим из членов бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Это представительство зависит от численности депутатов от каждой земли в Бундестаге. Выборы главы государства в парламентской республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно, например, для Австрии. В Австрии президент избирается населением сроком на 6 лет. Глава государства в парламентской республике обладает довольно широкими полномочиями, он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами. Глава правительства в парламентской республике (канцлер, премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентской республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента в парламентской республике является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, а также осуществляет другие полномочия. Президентская республика – это одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
К наиболее характерным чертам президентской республики относятся следующие:
1. Внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства.
2. Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом.
3. Более широкие чем в парламентской республике полномочия главы государства.
Классической президентской республикой являются США. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту, судебная – верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенных выборов через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте США (в конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих его партии. Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Полупрезидентская (смешанная) республика. В практике государственного строительства есть и такая форма правления, которая сочетает в себе элементы как парламентской, так и президентской республики. Наиболее типичными представителями такой формы правления являются Франция, Португалия, Россия и др. При такой форме правления центральной фигурой в системе высших органов государственной власти является наделенный широкими полномочиями и избираемый внепарламентским путем президент. Правительство формируется президентом и несет перед ним ответственность. По отдельным вопросам, как например, при утверждении бюджета, а также по утверждению отчета правительства по исполнению бюджета правительство ответственно и перед парламентом. Однако, при формировании правительства в некоторых странах с данной формой правления необходимо одобрение парламентом кандидатуры на пост председателя правительства, который может называться в разных странах канцлером, премьер-министром, председателем совета министров. В полупрезидентской республике парламент может выразить недоверие правительству, однако, президент может распустить парламент и назначить новые выборы в парламент.
2. Форма территориально-государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.
Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно -через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная власть и государственное управление строятся но территориальному принципу.
На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.
Государственное устройство может быть простым и сложным.
Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. "унус" - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
единый властный "центр" - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;
единая денежная система, одноканальная система налогов;
территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.
Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию.
По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.
Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.
Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (в составе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона, Российской Федерации - 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, 1 автономная область, 10 автономных округов).
Для федерации характерно следующее:
двухуровневая система органов государственной власти: а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции; б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;
существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;
двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;
наличие в большинстве федераций двойного гражданства;
двухканальная система налогов;
суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;
после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;
у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.
Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).
Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным способом децентрализации, "дробления" власти и на этой основе - демократизации общества.
Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов.
Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).
Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это "государственный союз государств". То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.
Конфедерации свойственны следующие черты:
создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);
создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;
каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;
члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;
неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство - унитарное или федеративное;
у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.
Конфедерация - достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство - США. В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась. До 1848 г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.), которая затем превратилась в федерацию.
Монархические государства могут быть объединены в унии - личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.