Тема: Сущность и факторы процесса социализации личности. Социализация –
исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс,
результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Может протекать как в условиях воспитания – целенаправленного формирования личности,
так и в условиях стихийных воздействий.
Три сферы: деятельности (расширение «каталога», освоение
новых видов деятельности, выбор одного из видов деятельности), общение
(расширение и углубление связей, личностные изменения), самосознание
(становление образа «Я».
Проходит через игру, воспитание, учение, труд.
Этапы: (дотрудовая, трудовая, послетрудовая) активное
становление человека как общественного существа (социализация ребенка);
социализация взрослого.
Институты – все социальные общности (семья, ДДУ, школа,
трудовой коллектив, общественные объединения)
Сущность и факторы процесса социализации личности.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного
воспроизводства индивидам социального опыта, осуществляемый в общении и
деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного
воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер
разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания
целенаправленного, педагогически организованного, планомерного« процесса и
результат» развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества,
к которому он принадлежит.
Воспитание
является ведущим и определяющим началом социализации. Понятие социализация было
введено в соц. пс-ю в 40-50-е гг. в работах А Бандуры, Дж. Кальмана и др. В
разных научных школах понятие С. получило различную интерпретацию: В
необихевиоризме оно трактуется как социальное поучение; в школе символического
интеракционизма – как результат социального взаимодействия, в «гуманистической
психологии» – как самоактуализации Я. Явление С. многоаспектно, и каждое из
указанных направлении акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена.
В российской психологии проблема С. разрабатывалась в рамках диспозиционной
концепции регуляции социального поведения, в к-рой представлена иерархия
диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в
зависимости от степени включенности в общественные отношения.
|