Главная » 2011»Октябрь»11 » Лекция № 6. Правотворчество и процесс формирования права.
20:07
Лекция № 6. Правотворчество и процесс формирования права.
Тема: Правотворчество и процесс формирования права. Под "правотворчеством" в основном понимают деятельность управомоченных
органов государства по изданию, переработке и отмене
нормативно-правовых актов в единстве с их содержанием - юридическими
нормами. Однако в этом смысле термин "правотворчество" весьма условен,
и следует различать ту деятельность, которую называют правотворчеством,
и процессы правообразования.
Дело в том, что государство не творит право. Процесс правообразования
идет в недрах социального организма, и государство, по существу, должно
лишь надлежащим образом оформлять те правовые потребности, которые уже
сложились в обществе. Поэтому правы те авторы, которые рассматривают
"правотворчество" как завершающую стадию процесса правообразования.
Проф. С.С. Алексеев обоснованно говорит о том, что "правотворчество, в
принципе, начинается тогда, когда потребности общественного развития
определились, непосредственно-социальные права сложились, необходимость
правовых нововведений назрела и на этой основе в процесс
правообразования вступают компетентные органы".
Понятие правотворчества охватывает все виды и способы (формы) деятельности по возведению воли общества в закон:
а) принятие нормативных актов органами государства; б) непосредственно народом путем референдума; в) заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права; г) санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями; д) формирование юридических прецедентов.
В юриспруденции выработан целый ряд принципов правотворчества, среди которых можно выделить следующие:
Субъекты
правотворчества - это органы и лица, уполномоченные на изменение,
создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых
норм.
Субъектами правотворчества в РФ являются:
Государство,
государственные органы, должностные лица, суды (Конституционный суд),
органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления (если центральная и местная власти отделены),
общественные организации, органы управления юридических лиц, население
(народ) посредством референдума, трудовые коллективы.
Субъекты правотворчества обладают определёнными полномочиями:
1. Разработка проекта нормативно-правового акта и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц.
2. Рассмотрение представленного проекта.
3. Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта.
4. Введение в действие.
Субъектный состав правотворчества зависит:
1. От юридической силы разрабатываемого или принимаемого нормативно-правового акта.
2. Режима правотворческого процесса: а) режим единоначалия - один субъект б) режим коллегиальности - несколько субъектов.
Правотворческая деятельность всегда представляет собой ту или иную
юридическую процедуру, то есть урегулированную правом
последовательность в совершении правотворческих действий, операций,
направленных на определенный правотворческий результат. Правотворческая
процедура как достаточно сложная и длящаяся во времени деятельность
имеет свои стадии, то есть промежуточные этапы этого процесса, решающие
конкретные задачи.
В Российской Федерации наиболее распространенной является такая форма
правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов органами
государства. В рамках этой правотворческой процедуры наиболее
разработана законодательная процедура (процедура издания законов).
Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:
1. Стадия реализации права
законодательной инициативы, то есть права официального внесения
законопроекта в высший представительный орган страны, который в таком
случае обязан рассмотреть данный законопроект. Субъекты права
законодательной инициативы в Российской Федерации перечислены в ст. 104
Конституции. 2. Стадия обсуждения законопроекта,
которое в Российской Федерации происходит на заседании Государственной
Думы. На этой стадии вносятся поправки, изменения, дополнения или
исключаются из законопроекта ненужные положения. 3. Стадия принятия законопроекта путем
голосования в Государственной Думе, одобрения Советом Федерации и
подписания Президентом России. Детально эта процедура регулируется
Конституцией и регламентами деятельности высших органов государственной
власти. 4. Стадия официального опубликования закона.
Юридическая техника - это совокупность приемов, правил, средств
разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных
юридических актов, обеспечивающих их совершенство.
В рамках юридической техники следует особо выделить законодательную технику, которая должна обеспечивать:
а) логическую последовательность изложения; б) отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства; в) компактность нормативного материала; г) ясность и доступность языка закона; д) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве; е) устранение множественности нормативных актов по одному и тому же вопросу.
Уровень юридической техники во многом говорит об уровне юридической
культуры. Юридическая техника, в первую очередь, касается вопросов
юридической терминологии, построения юридических конструкций (целостных и устойчивых сочетаний юридических средств), правил выработки, изложения и систематизации нормативно-правовых актов.