Входной контроль
по истории Вариант 1 Блок 1. Узнавание, различение
1. Древнейшей русской летописью, дошедшей до
нашего времени, является:
а)
«Слово о полку Игореве»
б)
«Слово о законе и благодати»
в)
«Сказание о Борисе и Глебе»
г)
«Повесть временных лет».
2.
Выберите событие, которое произошло в 988 году:
а) образование Древнерусского государства
б) крещение Руси
в) составление первого свода законов
г) начало раздробленности
3. Дань, выплачиваемую русскими князьями ханам Золотой
Орды, называли:
а)
ярлыком
б)
полюдьем
в)
выходом
г)
оброком
4.
Кто из названных князей сумел приостановить распад Древнерусского государства в
начале XII века?
а)
Владимир Мономах
б)
Юрий Долгорукий
в)
Александр Невский
г)
Ярослав Мудрый
5.Возвышение
Москвы, превращение ее в церковный центр русских земель связано с именем:
а)
Ивана Калиты
б) Даниила Александровича
в)
Дмитрия Донского
г) Юрия Долгорукого
6. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя
царя, о котором идет речь в приведенном
отрывке.
«Став национальным
государем, он усвоил себе новое направление во внешних отношениях Руси. Он
сбросил с себя последние остатки зависимости от золотоордынского хана. Он… даже
заявил притязания на все те русские области, которыми со времен Гедимина
владели литовские князья: называя себя государем «всея Руси».
7. Местничество -
это:
а) порядок
продвижения по службе в зависимости от способностей и заслуг перед Отечеством
б) порядок занятия должностей по знатности происхождения
в) порядок
взимания пошлин за проезд и провоз товаров по территории феодала
г) система
управления отдаленными территориями
8.
Для укрепления самодержавной власти Иван Грозный ввел:
а)
«урочные лета»
б) Избранную раду
в) «заповедные лета»
г)
опричнину
9.
К периоду Смуты в Российском государстве относится:
а)
Соляной бунт
б) вступление Лжедмитрия I
в Москву
в)
образование Избранной рады
г)
раскол русской православной церкви
10. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя
царя, о котором идет речь в приведенном
отрывке.
«Он пришел к власти в очень
тяжелое для страны время. Упадок государственности, разруха и острый кризис во
всех сферах жизнедеятельности общества, крушение национальных и религиозных
идеалов, непрекращающаяся политическая и гражданская борьба внутри общества,
иностранная интервенция, стремящаяся развалить единое государство, - вот, что
досталось юному царю. Казалось, непосильная ноша должна была сломить 16-летнего
царя, но он выстоял и, объединив и примирив между собой подданных, «начал
заново строить Московское царство».
Блок 2. Умение,
понимание
1.Какие из нижеприведенных фактов и событий связаны
между собой как причина и следствие? (отметьте буквой и цифрой соответствующие
пары)
А) церковная реформа патриарха Никона
|
1)
массовое бегство на юг и народные волнения
|
Б) освободительная борьба русского народа
против польских интервентов
|
2) оформление сословно-представительной
монархии
|
В) закрепощение сельского и городского
населения
|
3) раскол в русской православной церкви
|
Г) реформы Избранной Рады
|
4)
начало правления династии Романовых
|
2.Привести
аргументы (не менее 3) в пользу суждения:
Феодальная
раздробленность на Руси была закономерным и прогрессивным явлением, т.к. …
3.Составьте связный текст, расставив
предложения в правильной последовательности с помощью цифр в конце предложения.
Дмитрий Донской, чтобы не ввязываться в изнурительную
борьбу с Ордой и дать возможность Руси собраться с силами, был вынужден
возобновить уплату дани. (1)
В 1378 году у р. Вожи русское войско нанесло
поражение ордынцам, а князь Дмитрий Иванович отказался выплачивать дань Орде.
(2)
Но Орда признала Москву политическим центром
Руси и право московской династии на великое княжение, передаваемое по
наследству. (3)
Мамай, заручившись поддержкой литовского
князя, во главе огромного войска пошел на Русь. (4)
И хотя победа на поле Куликовом не привела к
полному избавлению Руси от ордынского владычества, она имела большое значение.
(5)
Собрав большие силы, хан Тохтамыш двинулся
на Москву и обманом взял ее. (6)
Впервые русским войскам удалось одержать
победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды. (7)
Расстроив замыслы своих противников и
применив новую тактику, князь Дмитрий Иванович перевел русское войско через Дон
и вынудил Мамая на сражение, в котором была одержана полная победа. (8)
4.Дополните схему, вставив недостающие
элементы:
Введение Юрьева дня осеннего → заповедные
лета → … → бессрочный розыск беглых крестьян = процесс закрепощения крестьян
5.Проанализируйте
описание хозяйственной деятельности боярина Б.И.Морозова и отметьте новые
черты, характерные для XVII века.
«Боярин
Морозов имел в своих владениях избыток хлеба, отправляемый на продажу. Кроме
того, он скупал хлеб и перепродавал его с прибылью для себя. Большой доход
поступал от его промысловых предприятий: винокурий, квасниц, мельниц и других.
В нижегородских и арзамасских вотчинах им было организовано крупное
производство поташа, продаваемого в большом количестве за границу. В
подмосковном селе Павловском боярин построил железоделательный завод.
Б.И.Морозов под проценты давал деньги боярам, купцам, иноземцам и даже собственным
крестьянам».
Блок
3. Применение знаний
1.Прочитайте
отрывок из документов и выполните следующие задания:
«Александр
Невский воспринимается отечественными историками как русский национальный
герой, истинно христианский правитель. Одной рукой ему приходилось отбиваться
от западных соседей, другой – улещать ордынцев, отводя опасность новых набегов,
которые могли погубить последний неразоренный татарами регион и удерживать в
повиновении младших князей».
Какое другое
суждение о деятельности князя Александра Невского вам известно?
Какое из них
вы считаете более убедительным?
Приведите не
менее 3 аргументов в пользу того или другого суждения.
2.Прочитайте
отрывки из документов и выполните следующие задания:
«За два десятилетия произвола, творимого Иваном
Грозным, пришли в упадок города, обезлюдели области и заброшены пашни, царили
нищета и голод. Подданные его настолько разучились соотносить вину преступника
и тяжесть положенной ему по закону кары, что теперь угроза самых жестоких
наказаний не могла воспрепятствовать заметному росту преступности».
(Энциклопедия для детей. История России
М. 1997 г.)
«Еще
никогда Россия не управлялась хуже, чем при Иване IV».
( Б.Г. Пашков. Русь. Россия. Российская
империя М. 1997 г.)
Какое другое
суждение о деятельности Ивана Грозного вам известно?
Какое из них
вы считаете более убедительным?
Приведите не
менее 3 аргументов в пользу того или другого суждения.
|