ТЕМА: Послевоенный миропорядок
(1945-1980-х гг.)
1. Понятие «Послевоенный
миропорядок».
Проблема
мирового (международного) порядка занимает одно из центральных мест в
геополитике. В ней концентрируются представления о содержании и принципах
взаимодействия акторов мировой политики.
В
этой проблеме центральными вопросами являются:
♦
содержание понятия «мировой порядок»;
♦
характерные черты послевоенного мирового порядка;
♦ особенности
формирующегося качественно нового миропорядка.
В научной
литературе представлены различные интерпретации понятия «мировой порядок (или
«международный порядок»). Согласно одной из них: мировой порядок — это
принципы, нормы и институты, регулирующие поведение и деятельность
международных акторов. Устройство международных отношений определяет форму
организации, протекания и воспроизводства политического процесса. (З)
Существует и иной подхода феномену мирового (международного) порядка, ограничивающий
его межгосударственными отношениями. По мнению сторонников такого подхода,
субъектами мирового порядка выступают только и исключительно государства.
В ХIХ-ХХ веках организация международных
отношений осуществлялась в рамках последовательно сменявших друг друга
следующих мировых порядков:
1.
венского (в чистом виде в 1815-1825 годах, а с
учетом попыток его восстановить — до создания Германской империи в 1871 году);
2.
версальского (1918-1938);
3.
ялтинско-потсдамского (1945-1991).(З)
Английский ученый X. Булл определяет мировой порядок как устройство
межгосударственных отношений: «Под международным (мировым) порядком понимается
характер (состояние) или направление внешней активности, обеспечивающей
незыблемость тех целей сообщества государств, которые являются для него, с
одной стороны, элементарно необходимыми, с другой — жизненно важными, с третьей
— общими для всех».
Согласно
Буллу, иерархия этих целей такова:
1.
Сохранение самой системы и сообщества государств, нейтрализация существующих и
потенциальных угроз. В прошлом такие угрозы возникали со стороны государств,
стремящихся к доминированию.
2.
Обеспечение независимости и суверенитета каждого государства.
3.
Сохранение мира, понимаемого как возможность войн лишь при особых обстоятельствах
и в соответствии с принципами, разделяемыми мировым сообществом.
4.
Наличие и функционирование общих установок для всей социально-политической
сферы независимо от того, затрагивают ли они взаимоотношения между
индивидуумами, обществом и государством или взаимоотношения между
государствами (ограничение насилия, верность соглашениям и договорам,
политическая и социально-экономическая стабильность, легитимность действий на
международной арене).(З)
Мировой порядок можно
определить как такое устройство международных отношений, которое призвано
обеспечить основные потребности субъектов мировой политики в безопасном
существовании и реализации своих интересов.
Основными
измерениями мирового порядка являются: горизонтальное,
вертикальное и функциональное.
Горизонтальное
измерение — это отношения между основными акторами мировой политики.
Поддержание порядка в международной системе обеспечивается благодаря балансу
сил, наличию общих интересов и ценностей.
Вертикальное
измерение миропорядка представлено отношениями между сильными и слабыми
акторами. Гарантом существования жесткой иерархической организации
международных отношений выступает фактор силы, который обеспечивал жесткую
иерархическую организацию международных отношений в рамках империй.
Основу функционального измерения мирового порядка
составляют такие факторы, как дипломатия и стратегия акторов, экономическое
взаимодействие между ними, моральные ценности и политические амбиции лидеров,
транснациональные сообщества деловых людей, ассоциации ученых, специалистов и
т. д. Каждый из указанных факторов может играть стабилизирующую и
дестабилизирующую роль в международных отношениях.
Мировой
порядок сочетает в себе элементы устойчивости, стабильности, т. е. собственно
порядка, и переходности как накопления предпосылок для продвижения к более
высоким формам организации международных отношений, соответствующим
усложняющейся общественной жизни. Исторически начало очередного мирового порядка
было связано с итогами войн и следовавшими за ними внутренними переменами в
ведущих странах, или с распадом некоторых крупных государств. Как следствие в
сравнении с предшествующим миропорядком менялись состав наиболее влиятельных
субъектов международных отношений и конфигурация связей между ними.
2.
Послевоенный
миропорядок (1945-1980-х гг.)
Мировой порядок,
сложившийся после Второй мировой войны, отличали следующие особенности:
Во-первых,
четкое разделение мира на две соперничающие социально-экономические системы,
находившиеся в состоянии перманентной конфронтации, взаимных угроз и гонки
вооружений США и СССР. Раскол мира прошел по «центру» и по «периферии» международной
системы.
Во-вторых,
постепенное ослабление жесткой структурированности двухполюсного мира в
результате укрепления экономического и военного потенциала таких государств,
как Китай, Япония и Германия, претендовавших на политическое влияние. Следствием
формирования новых «центров силы» явилось совмещение двухполюсности и
многополюсности.
В-третьих,
функционирование ООН, отражавшее объективную потребность в регулировании
международных отношений и формировании мирового сообщества. Вместе с тем ООН
не смогла в полной мере выполнить возлагавшуюся на нее миссию поддержания мира
и обеспечения международной стабильности.
Применительно к миропорядку периода холодной войны основные его измерения
состояли в следующем.
Для горизонтального измерения были
характерны:
› Конфронтационная
стабильность в отношении между двумя сверхдержавами и стоявшими за ними
блоками - НАТО и Варшавского договора, которая охарактеризована французским
социологом Р. Ароном в известной формуле «мир невозможен, война невероятна».
› Нестабильность
на региональном и субрегиональном уровнях, проявлявшаяся в локальных войнах (во
Вьетнаме, Афганистане) при участии сверхдержав или в поддержке ими своих
союзников в третьем мире.
› Кризисы в
отношениях между сверхдержавами, причинами которых являлись либо действия
одной из них в регионе, рассматривавшемся другой как зона ее жизненных
интересов (например, Карибский кризис 1962 году), либо войны в регионах,
рассматривавшихся как стратегически важные обеими сверхдержавами
(Ближневосточный кризис 1973 году). Парадокс того периода в том, что кризисы в
отношениях между сверхдержавами приводили к снижению уровня напряженности.
› Взаимное
согласие сверхдержав с разделом мира на сферы влияния и попытки обеих получить
преимущества на периферии глобального равновесия. В третьем мире решались
проблемы приращения социальных систем, увеличения числа сторонников,
обеспечения природными ресурсами. Нередко ход и исход этого соперничества
больше зависел от соотношения сил в регионах и внутренних факторов, чем от
стратегического ядерного равновесия.
› Тенденция к
девальвации роли военной силы в решении политических проблем на региональном
уровне. Наиболее характерным ее проявлением стало поражение США в Индокитае,
несмотря на подавляющее превосходство в вооружениях. Аналогичным был и
результат вмешательства СССР в Афганистане.
В вертикальном измерении
система международных отношений времен холодной войны структурно может быть
представлена как трехуровневая конструкция:
◊ верхний — США и
СССР;
◊ средний — ФРГ, Франция, Англия,
Испания, Япония, Канада, Индия, Китай, Бразилия, Аргентина, Мексика;
◊ нижний — все
остальные страны.
Государства среднего и нижнего уровней находились в «силовом поле» двух
сверхдержав, а государства нижнего — еще и в «силовом поле» региональных держав
среднего уровня.
Несмотря на огромный разрыв в могуществе между сверхдержавами и всем остальным
миром, их давление на «третьи» страны по ряду причин имело пределы:
во-первых,
существовала возможность контрдавления на сверхдержавы со стороны более слабого
в военном отношении «клиента».
во-вторых,
суверенитет и права новых государств, возникших в результате краха
колониальных империй, защищались ООН и региональными организациями (ОАЕ, АСЕАН
и др.).
в-третьих,
в мировом сообществе широкое распространение получали ценности
либерально-демократического содержания: осуждение насилия, особенно по
отношению к слаборазвитым государствам; чувство постимперской вины (например,
знаменитый «вьетнамский синдром» в США) и т.п.
в-четвертых,
возможность поддержки страны одной из сверхдержав и ее союзников.
в-пятых,
претензии ряда государств на региональную гегемонию (например, Израиль — на
Ближнем Востоке, ЮАР — в Южной Африке и т. п.).
Для
функционального измерения послевоенного миропорядка характерно выдвижение на
первый план экономических, финансовых, экологических, культурных,
информационных и правовых аспектов взаимодействия международных акторов,
усиление взаимозависимости различных частей мира.
Тенденция к становлению единого и взаимозависимого мира тормозилась
идеологическим соперничеством, противопоставлением ценностей и идеалов, которое
носило характер «психологической войны» между двумя общественно-политическими
системами - СССР и США. Своего апогея «психологическая война» достигла на
рубеже 40-х и 50-х годов и в первой половине 80-х.
С
60-х годов рядом западных исследователей (Г. Кларк, С. Мендловиц, Р. Фальк и
др.) велись теоретические изыскания, ориентированные на повышение роли ООН в
международных отношениях и формирование на основе этой организации нового,
более справедливого мирового порядка, который регулировался бы принципами
международного права.
В
конце 70-х годов широкое распространение получило понятие «новый мировой
порядок». Именно тогда в связи с валютно-финансовым и энергетическим кризисами,
демографическим взрывом, дефицитом продовольствия в третьем мире и другими
процессами, резко снизившими стабильность международной системы, авторитетные
неправительственные организации (Римский клуб, Совет по изучению человечества
и др.), используя методы математического моделирования, пришли к выводу о
необходимости трансформации существующего миропорядка в справедливый как для
отдельных индивидов, так и государств. Главная цель такой трансформации виделась
в «достижении достойной жизни и благосостояния для всех граждан мира».
Значительный вклад в разработку параметров нового мирового порядка и
претворение их в практику межгосударственных отношений внесли такие
политические деятели, как Вилли Брандт, Индира Ганди, Михаил Горбачев, Гельмут
Коль, Франсуа Миттеран, Улоф Пальме, Рональд Рейган, Гельмут Шмидт и др.
Проводившийся ими внешнеполитический курс во многом способствовал эволюции
конфронтационного варианта биполярности в кооперационный, укреплению моральных
основ мировой политики.
3. Становление нового миропорядка
Для
формирующейся многополярности оптимален международный порядок, регулируемый
принципами:
≈ приоритета общечеловеческих ценностей,
≈ равной безопасности для всех народов и
государств,
≈ мирного разрешения спорных вопросов и
конфликтов,
≈ уважения целостности и суверенитета
государств,
≈ невмешательства во внутренние дела друг
друга.
Перемены в отношениях между субъектами мировой политики все больше выдвигают на
первый план не постоянные союзы, направленные против непримиримых противников,
а союзы по типу партнерства.
На
процессы становления нового миропорядка влияют следующие основные факторы:
Первый фактор - снижение
значимости базовых геополитических характеристик, т. е.
географического местоположения, величины территории, ландшафтов, количества
населения. При этом возрастает роль таких факторов силы, как экономический,
научно-технический и информационный.
Борьба идет за контроль не над территориями, а над транснациональными
финансовыми, информационными и интеллектуальными потоками. Экспансия
становится менее военной и более экономической и культурной.
Наряду с очевидным усилением взаимозависимости различных стран и регионов мира,
с одной стороны, обостряется геоэкономическое соперничество государств, порождающее
ситуации относительной нестабильности и конъюнктурности любых союзов и
коалиций, с другой, появился так называемый «глубокий Юг», или «четвертый мир»,
«выпадающий» из глобальных экономических процессов с перспективой полной
деградации.
Второй фактор — это информационная
революция. За последние десятилетия возникло мировое коммуникационное
сообщество, оперирующее всеми системами новейшей связи. Недостаточная
включенность в глобальное информационное пространство или выпадение из него
чреваты непоправимым отставанием и даже полной утратой возможностей оказывать
какое-либо информационное воздействие на мировое сообщество.
Третий фактор - научный
и научно-технический потенциал государства, который по своей
значимости опережает значение производящего сектора государства или объем
природных ресурсов. Прикладная общественная наука способна обеспечить
эффективное стратегическое планирование и выработку рационального геополитического
поведения. Россия по такому показателю, как расходы па НИОКР, все больше
отстает от развитых государств.
Четвертый
фактор — военная сила государства. Новыми тенденциями являются
интернационализация военных операций, дальнейшая глобализация средств
обнаружения и подавления, развитие межконтинентальных средств переброски войск,
обостряющееся соперничество государств в создании высокотехнологичных видов
оружия, которые по причиняемому урону сопоставимы с оружием массового
уничтожения.
Пятый фактор носит
интегративный характер и включает:
♦
качество населения государства (его культурно-образовательный уровень, физическое
состояние),
♦
эффективность существующего политического режима,
♦ роль
религии внутри страны (мобилизующая или, наоборот, раскалывающая).
4. Глобализация и гуманитарные интервенции
Названные явления в своей совокупности определяют феномен глобализации как
процесса продвижения к более высокому уровню социальной целостности мира,
восприятия общественным сознанием взаимосвязанности и взаимозависимости всех
сфер современной жизни. Глобализация выражается в формировании планетарного
информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы,
в интернационализации проблем технического воздействия па природную среду,
межэтнических и межконфессиональных конфликтов.
В
результате глобализации государственно-территориальные границы становятся все
более прозрачными для перемещения людей, капиталов и товаров, преодолеваются
различия между внутренней и внешней политикой. Международное сообщество
постепенно превращается в мировое общество. Нарушения прав человека и
национальных меньшинств, нестабильность или напряженность внутри отдельного
государства влияют на состояние международной среды, прежде всего на ее
безопасность. Поэтому мировое сообщество вправе реагировать на нарушения
общепризнанных норм поведения государств, закрепленных в соответствующих
международных актах.
В
этой связи в мировой политике значение имеет проблема силового «гуманитарного
вмешательства»: правомерность, содержание и инструментарий гуманитарных
акций, статус и полномочия осуществляющих их государств.
Под
предлогом гуманитарного вмешательства будет осуществляться стремление
установить контроль над теми или иными странами и регионами. «Гуманитарные
интервенции» могут дополняться действиями, имеющими целью вестернизировать
нестабильные страны и регионы путем ускоренного формирования в них наций и
национальных государств, способных реализовывать принципы рыночной экономики,
соблюдать права человека и осуществлять демократическое управление.
Переход к новому мировому порядку будет сопровождаться возрастанием свободы
действий большинства политических акторов и неустойчивостью связей между ними,
частыми изменениями конфигурации геополитических сил. Деструктивное влияние на
мировые процессы окажут экстремистские силы, государства-аутсайдеры, готовые к
применению любых средств, включая террористические, в борьбе за упрочение своих
позиций и расширение сферы влияния. Все это затруднит достижение
упорядоченности в отношениях между государствами и межгосударственными объединениями.
Опасные тенденции для международной среды порождают демографические
процессы в развитой части мира. В частности, массовая миграция в Европу
выходцев из регионов Ближнего и Среднего Востока приводит к формированию
крупных социально-этнических групп, находящихся на нижних этажах общественной
иерархии. Дискриминируемое экономическое положение мигрантов, накладывающееся
па этноконфессиональные факторы и противоречия, потенциально способно стать
источником и причиной возникновения мощного очага социально-политической
нестабильности регионального или даже глобального масштаба.
Весьма типичным является вывод известного американского социолога Э.
Валлерстайна: «На протяжении следующих пятидесяти лет мир обещает быть намного
более жестким, чем во времена холодной войны, из которых мы вышли».
Развитие событий может привести к разным результатам — постепенному
формированию стабильной и устойчивой системы международных отношений,
отражающей баланс национальных и региональных интересов, или к ситуации
взаимного сдерживания, перманентной турбулентности.
5. Американская однополюсность
Панацею от хаотизации международных процессов и решающий способ обеспечения их
управляемости сторонники американского глобального доминирования видят в закреплении
одпополярности и консолидации развитых индустриальных стран вокруг очевидного
военно-политического лидера — Соединенных Штатов, под эгидой которых создать
некий международный орган для контроля над планетой и противодействия хаосу.
Идеологом американской однополюсности А. Страусом обоснована концепция
«концентрической структуры нового мирового порядка», согласно которой
поступательное развитие международных отношений в процессе глобализации
важнейших аспектов жизнедеятельности человечества происходит путем
последовательной смены мультиполярности биполярностью, а биполярности —
монополярностыо.
З.Бжезинский называет управление миром по американской модели «гегемонией
нового типа». Он считает, что «Америка стоит в центре взаимозависимой
вселенной, такой, в которой власть осуществляется через постоянное
маневрирование, диалог, диффузию, хотя эта власть происходит в конце концов из
единого источника, а именно: Вашингтон, округ Колумбия. И именно здесь должны
вестись политические игры в сфере власти, причем по внутренним правилам Америки».
С
точки зрения представителей либерального направления в американской
внешнеполитической мысли, США следует стремиться не к консервации
однополюсности, а к использованию своего уникального положения для совместного
решения с другими государствами наиболее острых глобальных проблем, с которыми
ни одна нация не справится самостоятельно. В этой связи весьма характерно
высказывание известного ученого-международника Дж. Ная-младшего: «Парадокс
американского могущества в том, что изменения в мировой политике лишили
сильнейшее со времен Древнего Рима государство возможности в одиночку добиться
некоторых из своих наиболее значительных международных целей. Кроме того, США
не хватает ни международных, ни внутренних возможностей для разрешения
конфликтов внутри других сообществ, а также для контроля за транснациональными
процессами, угрожающими американцам в их собственной стране».
Неосуществимость стремления к однополюсному господству доказана результатами
всех исторически предшествующих попыток обеспечить гегемонию в мире или хотя бы
в его части, охватываемой рамками той или иной цивилизации. Как известно, со
времен Александра Македонского и Рима однополюсности в доступных пределах
добивались Византия, монархия Габсбургов, наполеоновская Франция,
бисмарковская Германия, претенденты на мировое господство в XX веке.
В
процессе формирования нового миропорядка будет возрастать роль политических
решений, принимаемых на наднациональном уровне. Значимыми будут решения не
столько старых, универсальных организаций (таких, как ООН, ОБСЕ), которые
носят все более декоративный характер, а принимаемые на уровне «восьмерки», ЕС,
НАТО, реальных «центров силы».
Перед сообществом цивилизованных государств, определяющих параметры и
направленность глобальных процессов, еще острее встанет проблема создания
условий для преодоления отсталости беднейших стран. К этому их будут
подталкивать не столько гуманитарные соображения, сколько страх перед
неконтролируемой миграцией из регионов Юга, исходящая оттуда угроза
наркобизнеса и терроризма. Действие этих факторов, по всей вероятности,
заставит развитые и богатые страны предпринять экстраординарные меры с целью
обеспечения ускоренного экономического роста беднейших регионов Юга и
устойчивого повышения в них среднедушевого дохода.
Становление нового мирового порядка будет длительным процессом, изобилующим
коллизиями и зигзагами. В этой связи американский ученый-международник и
бывший госсекретарь США Г. Киссинджер отмечал: мировой порядок проходит период
вызревания и окончательные его формы станут зримыми в пределах XXI века
|