Тема: Воинская
обязанность в Российской Федерации. Право на альтернативную гражданскую службу.
Защита отечества является долгом и обязанностью
гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с
Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской
обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской
обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры
Российской Федерации.
Военная служба - особый вид федеральной
государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской
Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы
Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел
Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках
Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте
Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска),
инженерно - технических и дорожно-строительных воинских формированиях при
федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования),
Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы
безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы
Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации,
федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения
мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации
(далее - органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Граждане проходят военную службу по призыву, а также в
добровольном порядке (по контракту).
Воинская обязанность граждан Российской Федерации
предусматривает:
1. воинский учет;
2. обязательную подготовку к военной службе;
3. призыв на военную службу;
4. прохождение военной службы по призыву;
5. пребывание в запасе;
6. призыв на военные сборы и прохождение военных
сборов в период пребывания в запасе.
Кроме выше перечисленных 5 пунктов воинская
обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации,
военного положения и в военное время. Воинская обязанность в этот период определяется
федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане имеют право на замену военной службы
альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральным законом.
Призывники, убеждениям или вероисповеданию которых
противоречит несение военной службы, имеют, в силу ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, право
на замену военной службы альтернативной гражданской службой (АГС). Перечень
оснований замены – убеждения и вероисповедание – Конституция РФ оставила
открытым, указав на возможность существования иных оснований, предусмотренных
законом.
Порядок направления на АГС и прохождения АГС
определяется ФЗ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской
службе» и принятыми в его развитие подзаконными актами. Закон указывает на
дополнительное основание замены военной службы альтернативной гражданской –
принадлежность призывника к коренному малочисленному народу, ведение традиционного
образа жизни, осуществление традиционного хозяйствования и занятие
традиционными промыслами. Таким образом, три категории граждан имеют право на
замену военной службы альтернативной гражданской:
- призывники,
убеждениям которых противоречит несение военной службы;
- призывники,
вероисповеданию которых противоречит несение военной службы;
- призывники,
принадлежащие к коренному малочисленному народу, ведущие традиционный
образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся
традиционными промыслами.
Законом АГС определяется как особый вид трудовой
деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами
взамен военной службы по призыву. На АГС не могут быть направлены граждане, которые
подлежат зачислению в запас: АГС – это деятельность, осуществляемая теми, кто
должен быть призван на военную службу, если бы не имел оснований для
направления на АГС. Поэтому призывники, признанные ограниченно годными и не
годными к военной службе, не направляются на АГС, т.к. подлежат зачислению в
запас. Строго по тексту закона (п. 2 ст. 3 ФЗ «Об альтернативной гражданской
службе»), на АГС не направляются граждане, которые в соответствии с ФЗ «О
воинской обязанности и военной службе»:
- имеют
основания для освобождения от призыва на военную службу;
- не
подлежат призыву на военную службу;
- имеют
основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
|