1.
Производство по делам об административных
нарушениях
Применению административного наказания предшествуют
определенные процессуальные действия, составляющие в целом производство по делу
об административном правонарушении.
Задача производства по делу – своевременное, всестороннее,
полное, и объективное выяснение обстоятельств, условий и причин каждого
правонарушения, разрешение его в точном соответствии с законодательством,
обеспечение исполнения, а также воспитательные цели.
К ведению РФ в области законодательства об административных
правонарушениях относится установление:
а) порядка производства по делам об административных правонарушениях,
в том числе установление мер обеспечения производства по такого рода делам;
б) порядка исполнения постановлений о назначении
административных наказаний.
Следовательно, административно-процессуальная деятельность в своих основах
регламентируется в общефедеральном масштабе. При этом соответствующие нормы
распространяются на деятельность такого рода, осуществляемую как во внесудебном
(т.е. административном), так и в судебном порядке.
В КоАП законодательно закреплены правовые основы, которыми призваны
руководствоваться органы и должностные лица при рассмотрении конкретных дел.
Согласно ст. 225 КоАП РСФСР задачами производства по делам об
административных правонарушениях являются:
своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств
каждого дела;
разрешение его в точном соответствии с законодательством;
обеспечение исполнения вынесенного постановления;
выявление причин и условий, способствующих совершению административных
правонарушений;
предупреждение правонарушений;
воспитание граждан в духе соблюдения законов.
Четко определены обстоятельства, которые исключают
производство по делам об административных правонарушениях.
Установлено, что производство по делу не может быть начато, а начатое
производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих
обстоятельств:
» отсутствие события и состава административного
правонарушения;
» издание акта амнистии, если он устраняет применение
административного наказания;
» отмена закона, устанавливающего административную ответственность;
» истечение к моменту рассмотрения дела об административном
правонарушении установленного законодательством срока давности привлечения к
административной ответственности.
Названные обстоятельства относятся как к физическим, так и к
юридическим лицам. Кроме того, установлены обстоятельства, исключающие производство
в отношении физических лиц, не достигших на момент совершения противоправных
действий (бездействия) 16 лет или совершивших их в состоянии невменяемости или
крайней необходимости. К таким обстоятельствам отнесена также смерть
физического лица, в отношении которого ведется производство.
Производство прекращается также при наличии по одному и тому
же факту совершения правонарушения лицом, в отношении которого ведется
производство по этому делу, постановления о назначении административного
наказания, либо постановления о прекращении производства по делу, либо
постановления о возбуждении уголовного дела.
Производство ведется на русском языке — государственном
языке Российской Федерации. Оно может вестись также на государственном языке
республики, на территории которой находятся органы и должностные лица
уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Лицу,
не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право
выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы
на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.
Дела об административных правонарушениях подлежат открытому
рассмотрению. Исключение составляют случаи, когда это может
привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной
охраняемой законом тайны, а также, если того требуют интересы обеспечения
безопасности участников производства, членов их семей, их близких, наконец —
защиты чести и достоинства этих лиц. Решение о закрытом рассмотрении выносится
органом (должностным лицом), рассматривающим дело.
Лица, участвующие в производстве, вправе заявить ходатайства,
подлежащие обязательному и немедленному рассмотрению. Форма
ходатайства письменная. Судья, орган (должностное лицо), в производстве
которого находится дело, может отказать в удовлетворении ходатайства.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов при
производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется
органами прокуратуры (за исключением дел, находящихся в производстве суда).
В зависимости от объема и сложности процессуальной
деятельности различают:
• упрощенное (ускоренное) производство.
Примером упрощенного производства является взимание штрафа в соответствии со
ст. 237 КоАП РСФСР на месте совершения административного правонарушения;
• особое (усложненное) производство.
Примером особого производства является процедура рассмотрения судьями дел о
мелком хищении, мелком хулиганстве. Для рассмотрения таких дел определены
специальные сроки, разрешен принудительный привод лица, привлекаемого к
ответственности, установлен особый порядок обжалования и пересмотра
постановлений.
Производство по делам об административных правонарушениях базируется
на следующих основных принципах:
• законности.
Сущность данного принципа заключается в том, что применение
норм права или иная форма реализации правовых норм должны быть законными;
• объективности.
Принцип объективности означает всестороннее и объективное
исследование всех обстоятельств рассматриваемого дела;
• равенства перед законом и органом, разрешающим
дело. Суть данного принципа
заключается в административно-процессуальном статусе субъектов, согласно
которому все равны перед законом независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств;
• гласности.
Данный принцип закреплен в ст. 229 КоАП РСФСР, согласно
которой: "Дело об административном правонарушении рассматривается
открыто. В целях повышения воспитательной и предупредительной роли
производства по делам об административных правонарушениях такие дела могут
рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или
жительства нарушителя". Исключения составляют случаи, когда открытое
рассмотрение дела противоречит интересам охраны государственной тайны;
• своевременности. Своевременное
выяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение установленных
административно-правовыми нормами процессуальных сроков, которое должно
обеспечить неотвратимость ответственности виновных, предупреждение новых
правонарушений др.
|