1 Доказательства
по делу об административном правонарушении
Важное процессуальное значение имеют доказательства, т.е.
любые фактические данные, на основе которых судья, орган (должностные лица)
устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения,
виновность данного лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного
разрешения дела.
Предмет
доказывания составляют
обстоятельства, подлежащие обязательному выяснению: наличие события административного
правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие),
наказуемые в административном порядке; виновность лица; обстоятельства,
смягчающие или отягчающие административную ответственность; характер и размер
причиненного ущерба; обстоятельства, исключающие производство; другие
обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела, а также причины
и условия совершения административного правонарушения.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном
правонарушении, объяснениями лиц, в отношении которых ведется производство,
показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами,
а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Если при производстве возникает необходимость в использовании
специальных познаний, назначается экспертиза. Должностные лица,
ведущие производство, вправе брать пробы, образцы почерка и образцы товаров,
необходимые для проведения экспертизы.
Вещественными
доказательствами по делу могут быть предметы, явившиеся орудием совершения
или непосредственным объектом правонарушения либо сохранившие на себе его
следы. В случае необходимости они фотографируются или фиксируются иным способом
и приобщаются к делу. Сохранность вещественных Доказательств гарантируется
органом (должностным лицом), ведущим производство.
Документы признаются
доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них, имеют
значение для производства. Эти сведения фиксируются как в письменной, так и в
иной форме (материалы фото- и киносъемок, звуко- и видеозаписи, информационные
базы и банки данных и другие носители информации).
Показания
специальных технических средств, т.е. измерительных приборов,
утвержденных в официальном порядке в качестве средств измерений, имеющих
соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку и др.
В интересах разрешения дела в качестве доказательств могут
быть истребованы сведения. Они должны быть направлены в трехдневный
срок со дня получения определения об их истребовании, а при совершении
правонарушения, влекущего административный арест, — незамедлительно.
Оценка
доказательств осуществляется органом (должностным лицом), ведущим
административное производство, по своему внутреннему убеждению, основанному на
всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их
совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной
силы.
2. Стадии
производства по делам об административных правонарушениях
Производство по делу считается начатым с момента составления
протокола об административном правонарушении. Условно производство по делу
можно разделить на несколько стадий. Стадия производства по делу об
административном правонарушении это относительно самостоятельная часть процесса
производства, которая наряду с общими задачами производства имеет присущие
только ему задачи, иные особенности (круг участников производства, особую форму
осуществления действий уполномоченного лица, оформление решений специальными
процессуальными документами и др.).
Производство по делам об административных правонарушениях состоит
из следующих стадий:
А. Возбуждение дела: составление протокола об
административном правонарушении, первичное закрепление обстоятельств нарушения
и фиксация имеющихся доказательств.
Б. Административное расследование: установление
личности правонарушителя; сбор доказательств по делу; опрос свидетелей и
потерпевших, проведение экспертиз и исследований доказательств; установление
причин правонарушения; процессуальное оформление результатов расследования и
документов по делу; направление его на рассмотрение по подведомственности.
В. Рассмотрение дела: проверка «подсудности» дела,
полноты собранных материалов по делу и соблюдения требований предъявляемых к их
оформлению; рассмотрение имеющихся ходатайств сторон; подготовка дела для
рассмотрения и приглашение заинтересованных сторон; анализ собранных по делу
материалов и доказательств; заслушивание сторон правонарушения по обстоятельствам
правонарушения и их ходатайств; принятие решения; вынесение постановления по
делу и доведение его до сведения; направление постановления для его исполнения.
Г. Обжалование постановления по делу: лицо,
привлекаемое к ответственности может обжаловать вынесенное постановление или
оно может быть опротестовано прокурором, а также потерпевшим или иными
заинтересованными лицами; проверка законности вынесенного постановления и
принятого по делу решения; рассмотрение жалобы (протеста) и принятие по ней
решения, которое доводится до сведения заинтересованных лиц; направление дела
для исполнения или на новое рассмотрение или дополнительное производство.
Д. Исполнение постановления: обращение
постановления к исполнению (направление его уполномоченным лицам для исполнения);
принятие мер по фактическому исполнению определенного постановлением
административного наказания, окончание производства по исполнению постановления
о назначении административного наказания.
КоАП РФ особо выделяет три стадии: возбуждение дела, его
рассмотрение, пересмотр постановления по делу.
Возбуждение дела об административном правонарушении —
начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об
административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное
оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа —
протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении — процессуальный
документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния
(конечно, предположительно). Дело об административном правонарушении считается
возбужденным с момента составления о его совершении или вынесении прокурором
постановления о возбуждении административного производства.
Возбуждение дела по своему юридическому значению можно
квалифицировать в качестве процессуального действия, являющегося юридическим
фактом; оно влечет за собой возникновение конкретного
административно-процессуального отношения.
Поводами к
возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным
должностным лицом факта совершения административного правонарушения;
материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других
государственных органов, органов местного самоуправления, общественных
объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в
средствах массовой информации.
Основанием для
возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки
административного правонарушения (наличие события правонарушения).
Протокол об административном правонарушении составляется не
во всех случаях.
В случаях когда после выявления административного правонарушения
возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий,
требующих значительных временных затрат, проводится административное
расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства,
налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т.п.). Оно проводится
по месту совершения или выявления административного правонарушения. По
окончании расследования составляется протокол об административном
правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.
В целях пресечения административных правонарушений, установления
личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении
при невозможности его составления на месте выявления правонарушения,
обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения
принятого по нему постановления уполномоченные лица вправе применять
предусмотренные КоАП меры, процессуального обеспечения производства: доставление,
административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей; досмотр
транспортных средств, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому
лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и
документов и др. По своему юридическому характеру они представляют собой
разновидность административно-предупредительных и административно-пресекательных
мер.
Рассмотрение дела и вынесение постановления - центральная
стадия, в рамках которой проявляются важнейшие черты, свойственные
юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.
Судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать
дело осуществляет подготовку к рассмотрению, в рамках которого решаются
вопросы: относится ли данное дело к их компетенции; правильно ли составлены
протокол и другие материалы, если таковые имеются; извещены ли лица,
участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли
обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли
имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли
ходатайства и отводы.
При этом учитывается, что данное дело не может рассматриваться
в случаях родственных связей между участниками производства либо наличия
личной, прямой или косвенной заинтересованности в решении дела судьи или
должностного лица, рассматривающего дело. При наличии этих обстоятельств они
обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправе заявить
отвод этим официальным лицам.
Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется
по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, а
также по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Установлен определенный порядок рассмотрения дел. Главное
в содержании данной стадии административного производства состоит в том, что
судья, орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли
совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении,
подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства,
смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб.
Аналогичные вопросы выясняются и в отношении юридических лиц.
Разрешение дела об
административном правонарушении выражается в вынесении судьей, органом
(должностным лицом) постановления по делу. Оно может быть либо о прекращении
дела производством, либо о назначении административного наказания. Судья,
рассматривающий дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии
спора одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о
возмещении имущественного ущерба. Возмещение имущественного ущерба по
делам, рассматриваемым иными уполномоченными органами (должностными лицами),
разрешается в исковом порядке.
В постановлении по делу помимо определения меры административного
наказания должны быть решены вопросы о вещественных доказательствах, изъятых
предметах, документах и ценностях. Предметы, явившиеся орудием совершения
административного правонарушения или непосредственным его объектом,
принадлежащие физическому или юридическом улицу, конфискуются либо передаются
в соответствующие учреждения или уничтожаются. В остальных случаях они
возвращаются по принадлежности.
Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения
дела.
По результатам рассмотрения дела при установлении причин и
условий, способствующих совершению административных правонарушений, судья,
орган (должностное лицо), вынесший постановление по делу, вносит в
соответствующие организации и учреждения представление о принятии мер по их
устранению. Установлена обязанность сообщения о принятых мерах в течение месяца
со дня поступления такого представления.
Постановление по делу об административном правонарушении
может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено
постановление, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным
представителем юридического лица, защитником и представителем.
В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции
судьи, органа (должностного лица), к которым она поступила, последние в течение
трех суток направляют ее по подведомственности.
Жалобы рассматриваются судьями, должностными лицами
единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность
вынесенного постановления. По результатам рассмотрения жалобы выносится одно
из следующих решений:
1) жалоба остается без удовлетворения и постановление остается
без изменений;
2) постановление отменяется и дело направляется на новое
рассмотрение;
3) постановление отменяется и дело прекращается;
4) изменяется мера административного наказания при условии,
что оно не будет усилено.
Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном
правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это
постановление могут быть опротестованы прокурором. Протест прокурора
рассматривается в том же порядке, что и рассмотрение жалоб.
Постановление по делу об административном правонарушении
вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его
обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; немедленно после
вынесения решения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановление.
Вступившее в законную силу постановление по делу, а также
решение по жалобе, могут быть опротестованы прокурором. Право принесения протестов
принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору
РФ и его заместителям. Они могут быть также пересмотрены председателями
верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и
Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их
заместителями, Председателем Верховного Суда и его заместителями. В порядке
надзора они могут быть пересмотрены Высшим Арбитражным Судом РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении подлежит
исполнению с момента его вступления в законную силу.
Обращение постановление к исполнению — функция судьи,
органа, должностного лица, вынесшиго постановление. Исполнение постановления —
функция уполномоченных на то органов, должностных лиц в порядке, установленном
КоАП.
Для обращения постановления к исполнению установлен срок —
трое суток со дня его вступления в законную силу. При принесении протеста на
вступившие в законную силу постановления его исполнение приостанавливается до
рассмотрения протеста.
К компетенции судьи, органа (должностного лица), вынесших
постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение
постановления об административном аресте, лишении специального права или
административного штрафа (кроме случаев взыскания штрафа на месте) невозможно
в установленные сроки, введена отсрочка исполнения на срок до одного месяца. С
учетом материального положения лица, привлеченного к административной
ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на период до
трех месяцев.
Давность исполнения
постановлений определяется следующим образом: постановление не подлежит
исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня
вступления его в законную силу.
Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о
назначении административного наказания, приостанавливают исполнение
постановления в случае его опротестования до рассмотрения протеста.
Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о
назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления
в случае издания акта амнистии, отмены или признания утратившим силу закона,
устанавливающего административную ответственность, смерти лица, подвергнутого
взысканию, истечения сроков давности исполнения, отмены постановления.
Установлен определенный порядок исполнения постановлений
о наложении различных видов административных взысканий.
Окончание производства по исполнению постановлений о назначении
административных наказаний оформляется отметкой должностного лица,
производившего исполнение, на постановлении, возвращаемом судье, органу,
должностному лицу, вынесшим постановление.
|