Правильное оформление выполненной работы
обеспечит выступающему половину успеха на конференции. Поэтому можно
рекомендовать учащимся и их руководителям придерживаться следующих
правил:
- Прежде, чем приступить к написанию и
оформлению работы, внимательно познакомьтесь с Положением и Условиями
Конкурса или Конференции, в которой вы хотите принять участие.
- Обратите внимание на то, что
исследовательская работа должна иметь определенный объем, быть выполнена
определенным шрифтом с соблюдением интервалов.
- Проверьте текст работы с точки зрения
лексической и стилистической грамотности изложения, снимая лишние
повторы, ложную торжественность, патетику, эмоциональность.
- Проверьте по справочникам и
энциклопедиям упоминаемые в тексте исторические даты и факты, фамилии,
имена и отчества, даты жизни отдельных лиц и т.п.
- Приложения к работе необходимо аннотировать. Сделайте необходимые подписи к рисункам, схемам, фотографиям и т.д.
- При цитировании отдельных
высказываний, различных точек зрения, воспоминаний необходимо правильно
оформить ссылки на источник: в круглых скобках указать автора
высказывания, год или в квадратных – номер источника в списке
литературы. При использовании какого-либо другого носителя информации
(видеозапись, аудиокассета, письмо, справка и т.д.) надо указывать, где
хранится данный первоисточник (музей, государственный или личный архив с
указанием фонда и других выходных данных).
- Грамотно скомпонуйте работу, выделив введение, описание исследования и заключение.
Правила оформления исследовательской работы. Требование к докладу.
I. Структура исследовательской работы
Работа строится по определенной структуре, которая является общепринятой
для научных трудов.
Основными элементами этой структуры являются: титульный лист, содержание,
введение, основная часть, заключение, список использованной литературы,
приложения.
а. Титульный лист является первой страницей работы и заполняется [ Скачать с сервера (26.4Kb)
]
б. После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся
разделы (главы) работы с указанием страниц.
в. Во введении (см. более подробное
описание в главе III. Оформление введения) в краткой форме обосновываются актуальность выбранной темы, цель и
содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования,
указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем
заключаются теоретическая значимость и прикладная ценность полученных
результатов.
г. В главах основной части исследовательской работы подробно
рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все
материалы, не являющиеся важными для понимания решения научной задачи,
выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно
соответствовать теме исследовательской работы и полностью ее раскрывать. Эти
главы показывают умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать
материал.
д. В заключении предполагается наличие обобщенной итоговой оценки
проделанной работы. При этом указывается, в чем заключается ее главный смысл,
какие важные побочные научные результаты получены.
е. В конце работы приводится список литературы. В тексте работы могут
быть ссылки на тот или иной научный источник (номер ссылки должен
соответствовать порядковому номеру источника в списке литературы).
ж. В приложениях помещаются вспомогательные или дополнительные
материалы. В случае необходимости приводятся дополнительные таблицы, графики,
рисунки, и т.д.
II. Оформление и представление исследовательской работы
1. Титульный лист исследовательской работы оформляется [ Скачать с сервера (26.4Kb)
]
2. Исследовательская работа печатается строго в последовательном порядке. Не допускаются
разного рода текстовые вставки и дополнения.
3. Порядок форматирования:
а. Текст исследовательской работы печатается шрифтом Times New Roman (14
пунктов), с полями: левое – 3 см (30 мм), правое – 1,5 см (15 мм), верхнее – 2
см (20 мм), нижнее – 2 см (20 мм). Выравнивание текста - по ширине листа.
Междустрочный интервал – полуторный. Контуры полей не наносятся. Формулы в
текст можно вписать вручную (черными чернилами).
б. Отступ первой строки абзаца составляет 1,25 см.
в. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно 2,5 интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и
параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.
4. Исследовательская работа помещается в папку-скоросшиватель с прозрачным
верхним листом (вкладывать
в файлы страницы работы не допускается, в файл помещаются только страницы
приложений, содержащие приклеенные фотографии, гербарии и т.п.). Диск с
программным продуктом помещается в отдельный прозрачный файл и закрепляется во
избежание самопроизвольного выпадения
III. Оформление введения.
1. Актуальность исследования. Любой проект начинается с обоснования его
актуальности. Как правило, этот элемент при его описании затруднений не
вызывает. Но, тем не менее, он отражает Ваши поиски: почему это действительно
интересно, что нового Вы предполагаете получить, насколько это необходимо, как
Вы к этому пришли, что (в самом общем конспективном изложении) сделано Вашими
предшественниками, и что предстоит сделать Вам.
2. На этой основе формируется противоречие.
Противоречие – это
«взаимодействие
между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и
взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и
его состояний...». Важно обратить внимание на то, что противоположности должны
быть внутри единого объекта.
3. На основании выявленного противоречия формулируется проблема.
Проблема (от греч. problema – трудность, преграда) – противоречие в
познании, характеризующееся несоответствием между новыми появившимися фактами,
данными и старыми способами их объяснения; крупное обобщение множества
сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих
исследований.
В научном смысле, проблема – это «объективно возникающий в ходе развития
познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет
существенный практический или теоретический интерес». В этом смысле проблема
выступает как следствие появления новых запросов, которые требуют выхода за
пределы уже полученных знаний.
Чаще всего проблема проекта формулируется в виде вопроса. Например: «каковы
условия, необходимые и достаточные для формирования …».
4. Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет.
а. Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную
ситуацию и избранные для специального изучения, носитель проблемы, на
который направлена исследовательская деятельность.
б. Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск (явления,
отдельные их стороны, некоторые аспекты и т. д.).
При определении объекта и предмета исследования необходимо учитывать, что:
а. объект дает ответ на вопрос «что рассматривается?»
б. предмет дает ответ на вопрос «как рассматривается объект, в каких
аспектах?»
5. На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета
исследования
устанавливается центральный момент проекта – его цель и задачи.
а. Цель – это конечный результат, который бы хотелось достичь
исследователю. Чаще всего он формулируется с помощью слов: «выявить»,
«установить», «обосновать», «уточнить», «разработать».
б. Задача – это то, что необходимо сделать для достижения конкретной цели
деятельности; следствие конкретизации функций и направлений деятельности, их
содержание.
Задача – это желаемый результат управленческой деятельности, достижимый за
заданный интервал времени и характеризующийся набором количественных
показателей этого результата. Формулирование задачи должно начинаться с глагола
неопределенной формы «создать…», «подготовить…», «достичь…».
Очень часто термины «цель» и
«задача» воспринимаются как синонимы, но все-таки следует иметь в виду, что
они не взаимозаменяемы: понятие «цель» шире. Вначале ставится цель, а затем для
ее достижения решается ряд задач. Образно говоря, цель – это предназначение, а
задача – веха на пути к намеченной цели. Выполнение же поставленных задач
осуществляется с помощью мероприятий. Для реализации разных задач могут выполняться
одни и те же мероприятия.
6. Следующий важнейший момент подготовки проекта – построение гипотезы.
Гипотеза – (греч. Hypothesis – основание, предположение) – научное предположение,
не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений,
без него необъяснимых.
Гипотеза – это некоторое предположение, допущение, догадка. Формулируя гипотезу,
руководитель проекта строит предположение о том, каким образом намеревается
достичь поставленной цели. В процессе исследования гипотеза может
корректироваться.
Различают несколько видов гипотез.
а. Описательная гипотеза характеризует изучаемое явление с разных позиций. В
результате формируется понятийный аппарат и исходные данные для реализации
проекта. Описательная гипотеза строится на предположении: «если,……, то…».
б. Объяснительная гипотеза требует экспериментальной проверки в ходе
реализации проекта. На первый план в этом случае выдвигаются
причинно-следственные связи. Поэтому объяснительная гипотеза строится на предположении:
«так как,….., то…».
в. Основная рабочая гипотеза строится на предположении о том, при каких
условиях процесс решения той или иной педагогической проблемы будет успешным:
«Воспитание школьников будет успешным, если…».
г. Прогностическая гипотеза делает допущение о возможном позитивном развитии
процесса или явления, о трудностях, которые могут возникнуть на практике при
реализации проекта: «Экологическая подготовка в средней школе будет
осуществляться эффективно лишь при условии…».
К гипoтeзe пpeдъявляютcя cлeдyющиe тpeбoвaния:
а. oнa дoлжнa включaть в ceбя oднo ocнoвнoe пoлoжeние;
б. в нee нeльзя включaть пoнятия и кaтeгopии, нe являющиecя oднoзнaчными, нe
yяcнeнныe caмим руководителем проекта;
в. пpи фopмyлиpoвкe гипoтeзы cлeдyeт избeгaть цeннocтныx cyждeний, гипoтeзa
дoлжнa cooтвeтcтвoвaть фaктaм, быть пpoвepяeмoй и пpилoжимoй к выбранному кpyгy
явлeний;
г. однозначность толкования, лoгичecкaя пpocтoтa, бeзyпpeчнoe cтилиcтичecкoe
oфopмлeниe.
7. Методы исследования:
а. Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования
гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением
литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических
документов; периодической печати и др.
б. Эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, тест, опрос, анкетирование,
беседа);
в. Математические и статистические методы применяются для обработки полученных
данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных
зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты
эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических
обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются
регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов
определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое;
медиана — показатель середины; степень рассеивания — дисперсия, или среднее
квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.Для проведения этих
подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты,
обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную
зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
IY. Требования
к докладу (защите исследовательской работы).
Доклад на конференции не должен быть точь-в-точь повторением представленной
письменной работы. Здесь также есть определенные требования:
Продолжительность доклада не
должна превышать 7 минут (это 2-3 страницы печатного текста).
Иллюстративный материал должен
быть зрелищным, компактным, легким для транспортировки. При наличии
видеоматериалов надо учитывать, что их демонстрация входит в те же7 минут
доклада.
Не допускается демонстрация
подлинников! Замените их хорошо выполненными фотографиями, ксерокопиями.
При устной защите работы учащийся
(студент) должен четко обозначить цель и задачи исследования, дать краткую
характеристику источников, определить методы и методики исследования.
Представьте на суд слушателям и жюри наиболее значимые положения своего
исследования, делая акцент на свой личный вклад на исследуемую проблему, доложите
конечный результат и перспективы исследования.
Заранее продумайте возможные
вопросы, которые могут быть заданы докладчику и подготовьте на них ответы.
При ответе на вопрос
сконцентрируйте все свои знания и постарайтесь показать их.
Принимайте активное участие в работе секции: внимательно слушайте доклады и
рекомендации руководителей секции, задавайте вопросы участникам. При правильно
организованной работе экспертной группы после доложенного материала
организуется дискуссия школьников. Комиссия обычно поощряет активность ребят.
Многократное участие в конференциях, конкурсах приводят в действие
механизмы труда, познания, общения. Это не только повышает общую
организованность и эффективность воспитания, но и ускоряет достижение его
целей, связанных с многосторонним развитием и формированием отношения к
окружающей природе.
Вовлекая учащихся в поиск нового, конкурсы и соревнования усиливают
познавательный интерес и на основе научно-творческой работы развивают элементы
патриотического воспитания.
И какими бы ни были результаты, в них, как и в любых других продуктах
детской деятельности, находит яркое выражение отношение к истории, культуре и
природе, формируемое воспитанием и деятельностью. Это отношение сравнительно
легко прослеживается по внешним признакам поведения, которое в условиях
соревновательной деятельности становится особенно ярким.
|