СЕМИНАР "ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО. ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ XVIII В."
Цели семинара:
- изучить статьи С. Соловьева, С. Платонова, ознакомиться с Интернет-ресурсами и проанализировать, как происходили дворцовые перевороты, в чьих интересах и кто в них участвовал;
- дать личностную оценку деятельности правителей «эпохи дворцовых переворотов»;
- сопоставляя разные версии, обнаруженные в источниках, дать характеристику правителям 1725-1762 гг.
Подготовка к семинару: Студенты делится на группы. Каждая группа получает опережающее задание: вопросы для обсуждения, рекомендуемый список источников и литературы, адреса Интернет-ресурсов.
Каждая группа при выступлении пользуется компьютером, подтверждает свои выводы цитатами из документов.
Работа в группах
(внутренняя и внешняя политика правителя периода Дворцового переворота)
I группа характеризует Екатерину Алексеевну (1725-1727 гг.) по плану:
1) Петр умер, не распорядившись о наследнике. На престол претендовали два человека: Петр Алексеевич – внук Петра I и Екатерина Алексеевна – супруга Петра I. Ребенок или женщина?
2) Помощь Екатерине Меншикова и гвардии.
3) Кто же она Екатерина Алексеевна? (версии)
4) Как выглядела Екатерина Алексеевна? Каков был ее характер? Как Петр при жизни относился к супруге?
5) Как управляла она Российской империей?
“При Петре она светила светом не собственным, но заимствованным от великого человека” С. Соловьёв.
II группа рассказывает о Петре II (1757-1730 гг.).
1) Сын Алексея и Софии Шарлоты – внук Петра Великого.
2) Влияние на Петра Меншикова.
3) 6 мая Петр Алексеевич стал императором. Характеристика его правления. Болезнь императора и смерть в возрасте 15 лет.
4) Завещания нет. Как решался вопрос о престоле?
«А когда произнеслось имя Анны…Тотчас чудное всех явилось согласие…»
Феофан Прокопович.
III группа анализирует правление Анны Иоанновны (1730-1740 гг.).
1) Курляндия.
2) “Кондиции” и их судьба.
3) Внешность и характер Анны Иоанновны.
«Эта грубая, двухметровая по высоте и восьмипудовая по весу, необразованная и ленивая женщина все свое время проводила за картами и в пирах. Особенно Анна любила стрелять по воронам».
4) Э.И.Бирон. Засилье немцев.
5) Анна Иоанновна Кровавая не оставила по себе доброй памяти ни государственной деятельностью, ни личной жизнью.
IV группа рассказывает о недолгом правлении Иоанна Антоновича (1740-1741 гг.).
1) Что нам известно о младенце?
2) Какова его судьба?
V группа рассказывает о приходе к власти и о правлении Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.).
«Во дщери Петр опять на трон взошел, В Елизавете все дела свои нашел…
О матерь своего народа! Тебя произвела природа Дела Петровы окончать» Сумароков А.П.
1) Внутренняя и внешняя политика Елизаветы Петровны.
2) Забота о наследнике (Карл Петр Ульрих – Петр III)
«Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь». М.Ломоносов.
VI группа рассказывает по плану о Петре III Федоровиче (1761-1762 гг.).
1) Воспитание.
2) Государственная деятельность.
3) Невеста – принцесса София-Августа-Фредерика, а в будущем – Екатерина Алексеевна.
4) Заговор.
Источники: журнал "Мир истории"
Всемирная история в лицах
Исторический портал
|