Для гуманитариев Вторник, 30 Апреля 2024, 21:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [17]
ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ [30]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ ПО ПРАВУ [36]
ЛЕКЦИИ, КОНСПЕКТЫ по ИСТОРИИ [19]
Экзамен по истории России. [13]
Экономика и правовые основы производственной деятельности [6]
Конспекты, лекции для групп № 15
ЭКЗАМЕН ПО ПРАВУ [28]
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [3]
Для студентов 2 курса
Лекции по философии [6]
История Древнего мира 5 класс [2]
Конспекты уроков для 5 класс
История Средних веков. 6 класс [2]
Конспекты, лекции для 6 класса
История Древней Руси. [2]
Конспекты, лекции для 6, 10 класса

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 697

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


09:16
Тема 1. Экономика: наука и хозяйство

Тема 1. Экономика: наука и хозяйство

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие экономики как науки.
2. Основные проблемы экономической науки:
а) проблема ограниченности ресурсов;
б) проблема экономического выбора;
в) проблемы функционирования хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства (отдельные лица и их семьи), предприятия (фирмы), государство (органы государственного управления), государственные учреждения, коммерческие и некоммерческие организации.
3. Предмет исследования и особенности экономической науки.
4. Функции экономики как науки:
а) познавательная;
б) методологическая;
в) практическая (прагматическая);
г) образовательная;
д) идеологическая.
5. Уровни анализа в экономической науке:
а) микроэкономика;
б) макроэкономика.


I.  система хозяйствова­ния, включающая от­расли материального производства (про­мышленность, сель­ское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сфе­ры (образование, куль­тура, здравоохранение и т. д.), обеспечиваю­щая общество матери­альными и нематери­альными благами.Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяй­ство и nomos — правила):

Она обеспечивает людей материальными условиями су­ществования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.

II.  наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлет­воряют постоян­но растущие по­требности

I.  Экономика как система хозяйствования (общественного производства):

1. Экономическая деятельность – это производство, рас­пределение, обмен и потребление благ и услуг.

  • производство (процесс создания экономиче­ских благ и услуг);
  • распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производ­стве);
  • обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой про­дукт);
  • потребление (стадия ис­пользования (предметы длительного поль­зования) или уничтожения (продоволь­ствие) продукта).

2. Производство:

  • Материальное производство (произ­водство матери­альных благ и материальных услуг (транс­порт, торговля, коммунальное и бытовое об­служивание))
  • Нематериальное производство (производ­ство нема­териаль­ных благ и нематери­альных услуг (образование, здравоохра­нение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются по­нятия «товар» и «услуга».

Товар — продукт труда, произведенный для прода­жи на рынке. Признаки товара:

  • должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью — овеществлен­ным в товаре трудом);
  • должен удовлет­ворять потреб­ность человека (обладает по­требительной стоимостью – полезностью для потребителя);
  • должен обладать способностью обме­ниваться на другой товар (обладает мено­вой стоимостью)

Услуга — результат полезной деятельности пред­приятий (организаций) и отдельных лиц, направлен­ной на удовлетворение определенных потребностей на­селения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

3. Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Кривая про­изводственных возможностей. Дефицит ресурсов.

Поиск механизмов для решения основного противоречия экономики  – между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами, удовлетворение неограниченных, постоянно растущих потребностей человека за счёт ограниченных ресурсов

  • Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личнос­ти и общества в целом.
  • Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.
  • Ресурсы, которые участвуют в процессе производ­ства товаров и услуг, называют факторами производ­ства (см. п. 2.2.).

Основные вопросы экономики:

  • Что производить?
  • Как производить?
  • Для кого производить?

II.  Экономика как наука

II.1. Экономика — это совокупность конкретных эко­номических дисциплин, таких как экономика промыш­ленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

II.2. Экономика как наука:

  • основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безгра­ничности пот­ребностей);
  • предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производ­ством товаров и услуг);
  • особенность  (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях)

II.3. Функции:

  •  познаватель­ная;
  • методологи­ческая;
  • практиче­ская (прагма­тическая);
  • образова­тельная;
  • идеологи­ческая.

II.4 Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.

В современной экономической теории используются два уровня анализамикроэконо­мический и макроэкономический.

  • Микроэкономика (гр. mikros — малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, вы­бора, альтернативной стои­мости, цены, изме­нения спроса и предложения отдельных товаров на отдель­ных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство
  • Макроэкономика (гр. mak-ros — длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, эко­номического роста, преодо­ления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство

Экономика тесно связана с другими науками: социо­логией, культурологией, политологией, историей, пра­воведением.

Уровни экономики

  • Микроэкономика (от греч. mikrós малый, маленький) — деятельность отдельных субъектов экономики (предприятия, фирм и т.д.)
  • Мезоэкономика (от греч. mésos средний, промежуточный) — деятельность отдельных хозяйственных комплексов (например, агропромышленного комплекса)
  • Макроэкономика (от греческого makros большой, длинный)– экономическая деятельность  в отдельно взятой стране
  • Супермакроэкономика ( от лат. super «вверху; поверх) – мировая экономии.

III. Факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация)

Говоря о факторах производства, необходимо сначала ответить на вопрос, что такое производство.

Производство – превращение экономических ресурсов (факторов производства) в товары и услуги.
 
Факторы производства – это экономические ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

Факторы производства делятся на
1) Труд
2) Земля
3) Капитал
4) Предпринимательские способности
5) Информация
1. Труд – деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта

Трудовые ресурсы – это трудоспособное население, обладающее физическим развитием и умственными способностями, необходимыми для осуществления производственной деятельности. Трудовые ресурсы в РФ представлены населением в трудоспособном возрасте (с 16 лет до пенсионного возраста).

Важными показателями труда являются его интенсивность и производительность.

Производительность труда – это плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей, которая измеряется количеством продукции, произведенной работником в единицу времени.

Интенсивность труда – это степень напряженности живого труда, определяемая затратами (физической, умственной и нервной энергии в единицу времени).

Человеческие ресурсы обладают стоимостью, если они способны приносить в будущем доход.

Ещё в XVII в. английский экономист У. Петти отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Он считал, что цена человека равна двадцатикратному доходу, который он приносит. Ценность каждого жителя Англии в среднем составила по его подсчетам 80 фунтов стерлингов. Цена работника зависела от возраста и от характера деятельности. Взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а моряка приравнивал к трем крестьянам.

Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас способностей, знаний и навыков. Формирование человеческого капитала начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Для развития производства важны разделение труда или специализация работников.

Разделение труда – обособление отдельных видов деятельности, т.е. разделение функций, задач или деятельности.

Специализация – сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции.

Разделение труда возникает и развивается под воздействием научно-технического прогресса. Разделение труда способствует росту производительности труда. Работник, сосредоточивая свои усилия на производстве отдельной детали или на отдельной операции, повышает свое мастерство, изобретает более совершенную технологию, ориентированную на сокращение времени производства детали. В масштабах общества это дает огромный эффект. Разделение труда в условиях современного производства требует узкой специализации работников.

Ограниченность труда как фактора производства обусловена численностью трудоспособного населения; его территориальным размещением, профессиональной структурой, религиозно-культурными традициями и др.


2. Земля – все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ. К ним относятся: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные и климатические ресурсы. 

Ограниченность земли как фактора производства обусловлена природным рельефом, имеющейся площадью земель определённого назначения, разведанным объёмом полезных ископаемых, водных и других ресурсов

3. Капитал – здания и сооружения, оборудование, инфраструктура и др. (физический капитал), а также объём денежной массы, которой располагают субъекты экономики (денежный капитал). Капитал – это фактор производства, созданный человеком.

Понятие «капитал» – одно из самых основных в экономике.
Капитал – ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. Следует различать физический капитал, который является фактором производства, и финансовый капитал, который таковым не является, но служит средством для покупки факторов производства. 

Ограниченность капитала как фактора производства обусловлена уровнем экономического и научно-технического развития страны, фирмы, физическим и моральным износом зданий, станков, коммуникаций, объёмом денежной массы в обращении, уровнем инфляции и др.

3. Предпринимательские способности – особые способности человека правильно оценить спрос, скоординировать использование ресурсов и принять на себя риск потери вложенных в дело средств.
Предприниматель – центральная фигура в рыночной экономике. Предпринимательская способность состоит в умении организовать производство и управлять им.

Особенности предпринимательства как фактора производства:
1) предприниматель объединяет все прочие экономические ресурсы (труд, земля, капитал);
2) предприниматель занимается разработкой и внедрением инноваций; 
3) все решения предприниматель принимает самостоятельно;
4) предпринимательская деятельность связана с риском;
5) деятельность направлена на получение прибыли.

Риск – неизбежная составляющая предпринимательской деятельности. Он заключается в том, что предпринимательство предполагает освоение новых рынков, заключение сделок с новыми поставщиками и покупателями, производство новых товаров и услуг, использование новых технологий, в эффективности которых никто не уверен.

Ограниченность предпринимательских способностей как фактора производства обусловлена индивидуальными особенностями людей, редкостью таланта

5. Информация как фактор производства крайне необходима в современных условиях. Она способствует повышению эффективности производственного процесса. Важную роль в современном обществе имеет экономическая информация. К ней относятся сведения, сообщения, документы об экономическом состоянии общества, уровне и структуре производства, о движении труда, товаров, капитала, о доходах населения, бюджетных и налоговых отношениях и т. д. 

Обладание достоверной экономической информацией является необходимым условием для решения стоящих перед производителем проблем. Помимо этого предпринимателю необходимо обладать информацией о способах производства своего товара или услуги, о разновидностях товара или услуги.

Информация необходима не только производителю, но и потребителю. Владение информацией позволяет потребителю выбрать наиболее качественный товар, а заодно и сэкономить деньги. Одним из источников информации для потребителя является реклама. 

Реклама – информация о потребительских свойствах товаров и видов услуг с целью создания спроса на них.
Всем факторам производства свойственна ограниченность, т. е. недостаточность объёма имеющихся ресурсов всех видов для производства того объёма благ, который люди хотели бы получить.
Ограниченность факторов производства породила проблему собственности. 

Категория: ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ | Просмотров: 214 | Добавил: КоршуноваСС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Block title

Гороскопы на каждый день

Предоставлено сайтом астрология и гороскопы



Календарь
«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Друзья сайта
духовная культура контркультура культура субкультура тест Древний Египет Диплом сертификат свидетельство

Copyright MyCorp © 2024