Тема 1. Экономика: наука и хозяйство
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие экономики как науки.
2. Основные проблемы экономической науки:
а) проблема ограниченности ресурсов;
б) проблема экономического выбора;
в) проблемы функционирования хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства (отдельные лица и их семьи), предприятия (фирмы), государство (органы государственного управления), государственные учреждения, коммерческие и некоммерческие организации.
3. Предмет исследования и особенности экономической науки.
4. Функции экономики как науки:
а) познавательная;
б) методологическая;
в) практическая (прагматическая);
г) образовательная;
д) идеологическая.
5. Уровни анализа в экономической науке:
а) микроэкономика;
б) макроэкономика.
I. система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила):
Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
II. наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
I. Экономика как система хозяйствования (общественного производства):
1. Экономическая деятельность – это производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.
- производство (процесс создания экономических благ и услуг);
- распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве);
- обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт);
- потребление (стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта).
2. Производство:
- Материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание))
- Нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.)
Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».
Товар — продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара:
- должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью — овеществленным в товаре трудом);
- должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью – полезностью для потребителя);
- должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью)
Услуга — результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.
3. Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Кривая производственных возможностей. Дефицит ресурсов.
Поиск механизмов для решения основного противоречия экономики – между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами, удовлетворение неограниченных, постоянно растущих потребностей человека за счёт ограниченных ресурсов
- Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.
- Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.
- Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства (см. п. 2.2.).
Основные вопросы экономики:
- Что производить?
- Как производить?
- Для кого производить?
II. Экономика как наука
II.1. Экономика — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.
II.2. Экономика как наука:
- основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей);
- предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг);
- особенность (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях)
II.3. Функции:
- познавательная;
- методологическая;
- практическая (прагматическая);
- образовательная;
- идеологическая.
II.4 Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.
В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэкономический и макроэкономический.
- Микроэкономика (гр. mikros — малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство
- Макроэкономика (гр. mak-ros — длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство
Экономика тесно связана с другими науками: социологией, культурологией, политологией, историей, правоведением.
Уровни экономики
- Микроэкономика (от греч. mikrós малый, маленький) — деятельность отдельных субъектов экономики (предприятия, фирм и т.д.)
- Мезоэкономика (от греч. mésos средний, промежуточный) — деятельность отдельных хозяйственных комплексов (например, агропромышленного комплекса)
- Макроэкономика (от греческого makros большой, длинный)– экономическая деятельность в отдельно взятой стране
- Супермакроэкономика ( от лат. super «вверху; поверх) – мировая экономии.
Говоря о факторах производства, необходимо сначала ответить на вопрос, что такое производство.
Производство – превращение экономических ресурсов (факторов производства) в товары и услуги.
Факторы производства – это экономические ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.
Факторы производства делятся на
1) Труд
2) Земля
3) Капитал
4) Предпринимательские способности
5) Информация
1. Труд – деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта
Трудовые ресурсы – это трудоспособное население, обладающее физическим развитием и умственными способностями, необходимыми для осуществления производственной деятельности. Трудовые ресурсы в РФ представлены населением в трудоспособном возрасте (с 16 лет до пенсионного возраста).
Важными показателями труда являются его интенсивность и производительность.
Производительность труда – это плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей, которая измеряется количеством продукции, произведенной работником в единицу времени.
Интенсивность труда – это степень напряженности живого труда, определяемая затратами (физической, умственной и нервной энергии в единицу времени).
Человеческие ресурсы обладают стоимостью, если они способны приносить в будущем доход.
Ещё в XVII в. английский экономист У. Петти отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Он считал, что цена человека равна двадцатикратному доходу, который он приносит. Ценность каждого жителя Англии в среднем составила по его подсчетам 80 фунтов стерлингов. Цена работника зависела от возраста и от характера деятельности. Взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а моряка приравнивал к трем крестьянам.
Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас способностей, знаний и навыков. Формирование человеческого капитала начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.
Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Для развития производства важны разделение труда или специализация работников.
Разделение труда – обособление отдельных видов деятельности, т.е. разделение функций, задач или деятельности.
Специализация – сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции.
Разделение труда возникает и развивается под воздействием научно-технического прогресса. Разделение труда способствует росту производительности труда. Работник, сосредоточивая свои усилия на производстве отдельной детали или на отдельной операции, повышает свое мастерство, изобретает более совершенную технологию, ориентированную на сокращение времени производства детали. В масштабах общества это дает огромный эффект. Разделение труда в условиях современного производства требует узкой специализации работников.
Ограниченность труда как фактора производства обусловена численностью трудоспособного населения; его территориальным размещением, профессиональной структурой, религиозно-культурными традициями и др.
2. Земля – все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ. К ним относятся: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные и климатические ресурсы.
Ограниченность земли как фактора производства обусловлена природным рельефом, имеющейся площадью земель определённого назначения, разведанным объёмом полезных ископаемых, водных и других ресурсов
3. Капитал – здания и сооружения, оборудование, инфраструктура и др. (физический капитал), а также объём денежной массы, которой располагают субъекты экономики (денежный капитал). Капитал – это фактор производства, созданный человеком.
Понятие «капитал» – одно из самых основных в экономике.
Капитал – ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. Следует различать физический капитал, который является фактором производства, и финансовый капитал, который таковым не является, но служит средством для покупки факторов производства.
Ограниченность капитала как фактора производства обусловлена уровнем экономического и научно-технического развития страны, фирмы, физическим и моральным износом зданий, станков, коммуникаций, объёмом денежной массы в обращении, уровнем инфляции и др.
3. Предпринимательские способности – особые способности человека правильно оценить спрос, скоординировать использование ресурсов и принять на себя риск потери вложенных в дело средств.
Предприниматель – центральная фигура в рыночной экономике. Предпринимательская способность состоит в умении организовать производство и управлять им.
Особенности предпринимательства как фактора производства:
1) предприниматель объединяет все прочие экономические ресурсы (труд, земля, капитал);
2) предприниматель занимается разработкой и внедрением инноваций;
3) все решения предприниматель принимает самостоятельно;
4) предпринимательская деятельность связана с риском;
5) деятельность направлена на получение прибыли.
Риск – неизбежная составляющая предпринимательской деятельности. Он заключается в том, что предпринимательство предполагает освоение новых рынков, заключение сделок с новыми поставщиками и покупателями, производство новых товаров и услуг, использование новых технологий, в эффективности которых никто не уверен.
Ограниченность предпринимательских способностей как фактора производства обусловлена индивидуальными особенностями людей, редкостью таланта
5. Информация как фактор производства крайне необходима в современных условиях. Она способствует повышению эффективности производственного процесса. Важную роль в современном обществе имеет экономическая информация. К ней относятся сведения, сообщения, документы об экономическом состоянии общества, уровне и структуре производства, о движении труда, товаров, капитала, о доходах населения, бюджетных и налоговых отношениях и т. д.
Обладание достоверной экономической информацией является необходимым условием для решения стоящих перед производителем проблем. Помимо этого предпринимателю необходимо обладать информацией о способах производства своего товара или услуги, о разновидностях товара или услуги.
Информация необходима не только производителю, но и потребителю. Владение информацией позволяет потребителю выбрать наиболее качественный товар, а заодно и сэкономить деньги. Одним из источников информации для потребителя является реклама.
Реклама – информация о потребительских свойствах товаров и видов услуг с целью создания спроса на них.
Всем факторам производства свойственна ограниченность, т. е. недостаточность объёма имеющихся ресурсов всех видов для производства того объёма благ, который люди хотели бы получить.
Ограниченность факторов производства породила проблему собственности.
|